В Доме кино отметили юбилей Акиры Куросавы
В московском Доме кино в преддверии юбилея великого японского кинорежиссера Акиры Куросавы прошел вечер, приуроченный к 110-летию со дня рождения. Организаторами мероприятия выступили Союз кинематографистов России, Государственный академический Малый театр и Посольство Японии в России.
Символично, что в этом году также отмечается юбилей кинокартины «Дерсу Узала», созданной мастером, мировая премьера которой состоялась 2 августа 1975 года в Токио.
Вспомнить мастера пришли почитатели творчества Куросавы, участники съемочной группы, японская делегация, актеры.
Перед гостями вечера выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России Тоехиса Кодзуки. Кратко он напомнил творческую биографию режиссера, фильмы, отношение к режиссеру в мире и его награды. Акира Куросава по праву считается классиком японского кино, чье творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. В течение 57 лет своей творческой деятельности он создал тридцать фильмов, среди самых известных: «Расемон», «Семь самураев», «Жить», «Трон в крови», киноадаптация романа «Идиот» и другие… Самое тяжелое время наступило для него в начале 1970-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Под стук трамвайных колес» он попытался покончить с собой. Тогда же он потерял прежние позиции мэтра и был вынужден разорвать контракт с Голливудом.
Также Тоехиса Кодзуки подчеркнул, что фильм «Дерсу Узала» занимает особое место в творчестве Куросавы. Он стал снимать его после кризиса и десятилетнего простоя. И отметил, что это первый фильм режиссера не на японском языке и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной кинопленке 70-мм. Замысел экранизации книг В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» появился у Акиры Куросавы еще в 1940-х годах, но тогда он собирался снимать уссурийскую тайгу на острове Хоккайдо… Сценарий картины был написан самим Куросавой в соавторстве с известным советским писателем и драматургом Юрием Нагибиным. В его основу был положен роман «Дерсу Узала» русского путешественника и писателя Владимира Арсеньева, посвятившего свою жизнь изучению Дальнего Востока. Во время одной из экспедиций он познакомился с удэгейским охотником Дерсу Узалой, который стал его проводником и другом, а затем и героем литературных произведений… В завершении выступления посол поблагодарил за внимание к личности знаменитого японского режиссера и его творчеству.
Начальник Отдела по международным связям Союза Кинематографистов РФ Юрий Колосов в приветственном слове подчеркнул важность проведения вечера и отметил, что посол Японии: «Не только прекрасный дипломат, но и замечательный киновед»…
Владимир Васильев, работавший на фильме «Дерсу Узала» вторым режиссером, сказал:
— Мы каждый год отмечаем день рождения Акиры Куросавы. Проводили вечера в Малом театре, на Мосфильме, в Библиотеке киноискусства имени С.Эйзенштейна… А сегодня здесь в Белом зале Дома кино мы отмечаем юбилей — 110 лет со дня рождения — великого режиссера, с которым нам довелось работать.
Также он поделился воспоминаниями о работе с Куросавой. Заметил, что работать с ним было сложно, он во всем требовал достоверности, кропотливо выстраивая кадр, тем самым вызывал восхищение. Фильм снимали два года, так как режиссер хотел передать все нюансы перехода от сезона к сезону. Юрий Соломин как-то вспоминал, что режиссер лично собрал рюкзак для его героя, куда положил все, что было описано в книге. Актер этот рюкзак с трудом отрывал от пола. Но именно идеально выстроенный видеоряд, дополненный восточной мудростью и глубиной смысла, принес ему самые престижные кинонаграды. В 1990 году Куросава получил третьего «Оскара» с формулировкой: «За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире».
Восемь месяцев съемок с Куросавой Владимир Васильев описал в книге «Император японского кино».
На сцену также были приглашены участники съемочной группы фильма «Дерсу Узала»: Людмила Грунина, актер и режиссер Владимир Ласточкин, Вячеслав Максаков, который окончил режиссерский курс Льва Кулешова, и на фильме работал ассистентом режиссера, Геннадий Быков начинал механиком съемочной аппаратуры, а затем стал заместителем директора картины.
Все они очень сожалели, что не смогла прийти художник Татьяна Личманова. Для фильма она создала такие блестящие эскизы костюмов, что когда их посмотрел Курасава, то пришел в восторг.
В завершении вечера состоялась премьер документального фильма «Дерсу Узала. Сны Акиры Куросавы», в который вошли воспоминания тех, кто с ним работал, о том, как создавалась кинокартина. Представила свой фильм режиссер и продюсер Линда Бахмане, оператор Виталий Пронин.
«Министерство культуры РФ сочтя этот проект неинтересным, отказало в финансировании, поэтому лента делалась долго и за счет средств частных спонсоров, в том числе и одного японского, — поделилась Линда Бахмане. — Посредством своего фильма мне хотелось бы вернуть интерес к кинокартине «Дерсу Узала», а с ее помощью и к творчеству великого режиссера Акиры Куросавы».
Режиссер поблагодарила генерального директора Киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова, который на безвозмездной основе разрешил использовать не только кадры из фильма «Дерсу Узала», но и документальные съемки о том, как создавалась кинокартина, права на которые также принадлежат студии. Также она выразила благодарность Денису Мацуеву, который исполнил в фильме музыку Исаака Шварца, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова…
«Я режиссер … вот и все. Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино — я пропал. Кино — это моя жизнь», — так о себе говорил Акира Куросава.
Осталось много видеозаписей, фотографий, которые помогут лучше понять, каким был этот художник.
Призы и награды кинокартины «Дерсу Узала»: Золотой приз МКФ в Москве, 1975; премия «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США, 1975; приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии, 1977; Специальный приз Национальной ассоциации писателей и сценаристов Испании за лучший иностранный фильм, показанный в стране, 1977; по опросу кинокритиков Перу в 1980 году фильм назван первым среди лучших фильмов 70-х годов на экранах страны; и другие награды.
Текст Ирина Кретова
Фото Ирина Кретова
Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!
Влияние Акиры Куросавы на мировое кино
Вы также можете быть заинтересованы
Искусство японский режиссер Акира Куросава оставил свой след во всем мире. Сегодня, в годовщину его рождения, мы рассмотрим несколько фильмов, отражающих его сущность.
С самого раннего возраста находясь под влиянием западной культуры, Акира перенес это увлечение в свои фильмы, так что оно вышло за рамки его фильмов.
Серхио Леоне, Джон Стерджес, Ли Кацин и Джордж ЛукасОни — только некоторые из создателей фильма, которые были вдохновлены режиссером, когда дело дошло до его показа.
Невозможно представить мир кино без фильмов Акиры Куросавы, пять десятилетий, которые охватили историю киношного режиссера, оставили его на всю жизнь.
Куросава был первым японским режиссером, чьи фильмы были переделаны в Голливуд и другие места.
Джордж Лукас заявил, что повествовательная структура первого фильма «Звездные войны» была взята из фильма «Куросаваха». Скрытая крепость (1958).
Акира был создателем кинематографических техник, которые используются до сих пор, примером этого является съемка с двумя или тремя камерами, техника, которая началась в сценах сражений Семь самураев.
В XNUMX-х Акира Куросава разработал кинематографическую технику, которая заключалась в использовании телеобъективов, которые помогли ему сплющить кадр.
Акира Куросава был также первым, кто использовал медленное движение в последовательностях действий.
Убить Билла de Квентин Тарантино Это образец влияния Куросавы, битва за смерть между Умой Турман и 88 маньяками катана напоминает самурайский кинематограф японского режиссера.
Star Wars У Джорджа Лукаса также много в его ДНК Акиры, световые мечи напоминают японские катаны, а костюм Дарта Вейдера напоминает доспехи футуристического самурая.
За горсть долларов Серхио Леоне: вдохновлено Телохранитель пользователя Kurosawa. В обоих фильмах таинственный воин прибывает в город, где доминируют соперничающие кланы. Главный герой умудряется манипулировать обеими сторонами и обогащаться за свой счет. Сходство обоих фильмов закончилось юридическим спором, в котором фильм Леоне должен был быть признан «неофициальным ремейком» японского фильма.
Последний мужчина Уолтер Хиллс также был вдохновлен, но юридически, Телохранитель и обменял самураев на гангстеров.
Biutiful Алехандро Гонсалес Иньярриту рассказывает историю человека, который пытается руководить своей жизнью, обнаружив, что у него неизлечимый рак, тот же сюжет, который напоминает нам о фильме Ikiru Куросава.
youtube.com/embed/3WzJcwGA6YM»/>
вредители от Эндрю Стэнтона: влияние Акиры достигло анимационных фильмов, пример: вредители, лента, которая основывала свой сценарий на сюжете Семь самураев.
Стэнли Кубрик, Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе Они — другие директора, которые гарантировали, что Акира Куросава — незаменимый режиссер для каждого любителя кино.
Знаете ли вы?
- Акира Куросава заставила своих актеров носить одежду, которую она будет носить в кино за несколько месяцев до съемок, чтобы она не выглядела новой.
- Куросава, который считался жестким режиссером-перфекционистом, без колебаний повторял сцены снова и снова, пока не достиг идеального кадра.
10 отличных фильмов Акиры Куросавы
23 марта 1910 года родился один из самых влиятельных кинорежиссёров за всю историю кино, сценарист и продюсер Акира Куросава. За 57 лет своей творческой деятельности он создал 30 отличных картин. По случаю дня рождения знаменитого японца редакция ELLE.UA пересматривает его лучшие киноработы, а также фильм «После дождя», основанный на последнем написанном сценарии Куросавы. Снимал его бывший помощник режиссера Такаси Коидзуми.
«Пьяный ангел», 1948
«Тихая дуэль», 1949
«Скандал», 1950
youtube.com/embed/-yy-I8rCs-o»>
«Расёмон», 1950
«Жить», 1952
«Семь самураев», 1954
«Плохие спят спокойно», 1960
«Под стук трамвайных колес», 1970
«Сны», 1990
«После дождя», 1999
что-то вроде автобиографии Акиры Куросавы
Алексей КОЛЕНСКИЙ
20. 01.2021
Откровенная исповедь «Жабий жир. Что-то вроде автобиографии» дарит шанс прикоснуться к истокам творчества первого японского киноклассика, завоевавшего мировое признание.
«В довоенное время по Японии еще бродили странствующие торговцы самодельными снадобьями, у них была особая скороговорка, прославлявшая лекарство, которое исцеляло ожоги и порезы. Жабу, у которой спереди четыре лапы, а сзади шесть, сажали в коробку, все внутренние стенки которой были зеркальными. Жаба, потрясенная своим появлением со всех четырех сторон, начинала исходить маслянистым потом. Этот пот варили на медленном огне 3721 день, помешивая веткой ивы, и в результате получалось чудодейственное средство, жабий жир. Взявшись писать о себе, я чувствую себя, как эта жаба в коробке. Мне приходится посмотреть на себя в разные времена и под множеством разных углов, независимо от того, нравлюсь я сам себе или нет…» — признается Акира Куросава в прологе к воспоминаниям 1984 года, написанным под впечатлением от мемуаров Жана Ренуара, оговариваясь: «Хоть по сравнению с ним я просто цыпленок».
С ранних лет судьба щедро дарила автору поводы для сомнений в себе, учила верить лишь интуиции и практиковать ясный взгляд на вещи. Ее уроки шли впрок — простодушному и порывистому режиссеру выпало снять 32 выдающихся фильма, стать камертоном стремительно меняющихся эпох — самым долгоиграющим и самым модным японским классиком. Завоевав венецианского «Золотого льва» и «Оскара» самурайским триллером «Расемон» 1950 года, Куросава первым проторил дорогу на Запад, покорил сердца создателей вестернов, не один десяток раз перепевших «Семь самураев», «Телохранителя» и «Трех негодяев в скрытой крепости». Стал лучшим экранизатором Шекспира («Трон в крови», «Ран»), вдохновителем авторского кино шестидесятых, сенсеем Мартина Скорсезе, Фрэнсиса Копполы и Квентина Тарантино.
Младший наследник потомственного самурая никак не помышлял о столь завидном жребии: «Я был очень слабеньким в детстве, и, помню, отец частенько ворчал: «Когда он был младенцем, его держал на руках чемпион сумо — но все без толку. ..» Хилый, бесконфликтный малыш стал объектом насмешек: «Мой мозг точно запаздывал в развитии… В конце концов меня пересадили за отдельную парту, стоящую в сторонке». Дома царила строгость, жизнь скрашивали лишь семейные походы в кино и спортшколы — плавание, фехтование, дзюдо, а затем — рисование, любовь к которому привил педагог-новатор, сделавший отстающего ученика старостой класса. Кумиром для Акиры служил старший брат, работавший комментатором немых лент и покончивший с собой после прихода звукового кино в 27 лет — подобно герою его любимого романа Арцыбашева «У последней черты».
«А что было бы, если б брат не покончил с собой, а подобно мне вошел бы в мир кино? У него было вдоволь и знания, и таланта, чтобы разобраться в кинопроизводстве, он обладал многочисленными знакомствами и к тому же был еще молод. Если бы он только пожелал, он бы точно сделал себе имя в кино. Однако если уж брат что-то решил, на него уже никто не мог повлиять!». Знакомый актер сказал Куросаве: «Ты очень похож на своего брата. Только он как негатив пленки, а ты — позитив, у брата на лице словно бы лежала мрачная тень»… И характер, и выражение лица у меня — солнечные и жизнерадостные, подобно подсолнуху, я всегда тянусь к солнцу и ни в какой ситуации не унываю… Лишь благодаря тому, что у меня был «негатив»!»
После смерти самого родного человека Куросава зарабатывал рисованием рекламных плакатов и комиксов, пока совершенно случайно — по совету отца — не послал эссе на конкурс помощника режиссера в будущем легендарную Toho Studios, стал правой рукой и учеником Кадзиро Ямамото, вскоре дебютировал как сценарист, монтажер, звукооператор и постановщик. Спустя семь лет, поднаторев в ремесле, а также «раздражительности, упрямстве и пьянстве», Акира снял первый фильм. «Гений дзюдо» 1943 года стал хитом, открыв 32-летнему автору широкие перспективы. Несмотря на войну, нищету и разруху, Куросава становится классиком соцреализма, прославившим самоотверженный труд работниц фабрики военной оптики («Самые красивые»). Затем обвенчал эстетику театра кабуки с самурайским боевиком («Идущие по хвосту тигра») и отдал дань суровой романтике новомодного неореализма («Одно прекрасное воскресенье»).
Счастливую судьбу увенчала случайная встреча с начинающим актером, пришедшим на пробы и забракованным студийным худсоветом. Куросава отстоял неистового юнца, сделал его главной звездой своих лучших картин и обрел летящий режиссерский почерк, абсолютную творческую свободу. «Мир японского кино еще не видел такого таланта, как Мифунэ, — признается Акира-сан. — Прежде всего поражала скорость, с которой он был способен выразить суть образа. Чтобы было понятно, скажу так: если обычному актеру требовалось десять футов пленки, чтобы достичь выразительности, то Мифунэ требовалось всего три. Он двигался так быстро, что исполнял нужное действие за одно движение, тогда как обычному актеру потребовались бы все три.
Какая бы перед ним ни стояла задача, он всегда незамедлительно переходил к самой сути образа, и такой стремительности мне до того не приходилось видеть ни у одного японского актера. И при всем этом было удивительно, насколько тонким душевным складом и восприятием он обладал. Знаю, что мои похвалы могут показаться неумеренными, но все, что я говорю, — чистая правда. А уж если от меня потребуют найти в нем недостатки, то могу сказать, что его голос немного грубоват. Однако мою радость омрачало то, что Мифунэ был так обаятелен, что поневоле нарушал баланс с партнерами… Но харизма Мифунэ была настолько прирожденным свойством его сильной натуры, что не было никакого способа убить это обаяние, разве что убрать Мифунэ с экрана совсем…»
Куросава поступил иначе — он возродил монументальный стиль, соразмерный энергетике новой звезды: «Мне казалось, что после того, как в кино пришел звук, мы позабыли очарование немого кинематографа, его особенную красоту. Меня не отпускала мысль, что это надо как-то исправить… Вернуться в дозвуковую эру и изучить истоки кинематографа. В частности, я считал, что есть чему поучиться у французского киноавангарда, у его духа. В те времена не существовало синематек, и фильм «Расемон» стал подходящей экспериментальной площадкой для воплощения моих мыслей и идей. Я хотел превратить название рассказа Акутагавы Рюноскэ «В чаще» в символический пейзаж и изобразить с помощью сложной игры света и тени причудливые движения душ людей, копошащихся и дичающих на фоне этого пейзажа… Человек не умеет рассказывать о себе правдиво, не может говорить, не приукрашивая действительность… Первородный грех, неисправимый человеческий нрав и эгоизм людей являются движущими силами сюжета, разворачивая его подобно свитку…»
Стремительная исповедь четырех героев-повествователей, наполняющая ретроспекции описываемого ими преступления легкомысленной атмосферой, покорила мир новыми горизонтами экзистенциально-эссеистической саморефлексии, ставшей доминантой авторского кино шестидесятых — Феллини и Антониони, Годара и Ромера, Хуциева и Тарковского… «Вот я дописал почти до конца что-то вроде автобиографии, но был ли я сам полностью честен, рассказывая о себе? — скромно отмечает Куросава, — Разве я не писал, стараясь избегать неприглядных сторон моей личности и в той или иной степени приукрашивая свои достоинства? Я не мог перестать об этом думать, описывая тот жизненный период, когда создавал «Расемон». И я не чувствую в себе сил дальше продолжать двигать пером».
Описывать путь к новым вершинам творчества в жанре этой интимной и нежной книги было бы самонадеянно, а именно этого старательно избегал автор. Акира-сан показал как «не ведая стыда» цветы его дара прорастали не из житейского сора, а чуткости к знакам судьбы и сердечной признательности людям, дарившим любовь и понимание. Странным образом, самые нелепые и высокие рифмы этой книги обретают созвучия, сравнимые с цитируемыми рассказчиком классическими хокку. Вот, например: «Еще одно младенческое воспоминание — я, сидя у няни на спине, смотрю на пожар где-то далеко впереди. Между нами и пожаром пролегает темная гладь моря. Наш дом находился в Оомори… Меня пугал этот пожар вдалеке, и я плакал. Я и сейчас ужасно не люблю пожары.
И последнее младенческое воспоминание — я у няни на спине, и время от времени мы заходим в маленькую темную комнатку. «Что же это такое было?» — думал я, вспоминая впоследствии эти эпизоды. И однажды, подобно Шерлоку Холмсу, я все-таки разгадал эту тайну. Няня ходила в туалет, не снимая меня со спины. Что за деревенщина! Однако позже, когда няня пришла повидаться со мной и, посмотрев снизу вверх на меня — ростом 180 см и весом почти 70 кило, сказала: «Ты и вправду вырос, малыш!» — и тут же зарыдала, обняв мои колени, я… был глубоко тронут видом этой старушки, которая теперь казалась мне незнакомой, и лишь растерянно смотрел на нее».
Фото: www.kino-teatr.ru
Акира Куросава (Akira Kurosawa) – биография, фото, личная жизнь, жена, дети
Биография Акира Куросавы
Акира Куросава – один из самых прославленных японских кинорежиссеров и сценаристов, снискавший мировое уважение и признание благодаря своим уникальным киноработам – идеально выстроенным, новаторски скомпонованным, наполненным глубоким смыслом и восточной мудростью. «Самый западный из восточных авторов» – так называют его ценители киноискусства.
На фото: режиссер Акира Куросава
Практически каждая его лента становилась событием в мире культуры, получала награды на престижных кинофорумах. Среди них: «Расемон» («Оскар», «Золотой лев»), «Жить» («Серебряный Медведь»), «Семь самураев» («Серебряный лев»), «Трон в крови» («Золотой лев»), «Дерсу Узала» («Оскар»), «Смута» (BAFTA).
Главной заслугой режиссера, названного CNN «Азиатом века», считают то, что он сблизил в своем творчестве культуру Востока и Запада.
Детство и юность
Будущий кинематографический гений появился на свет 23 марта 1910 года в столице Японии. Его мама, девушка из купеческой семьи, занималась домом и детьми. Всего их было восемь: двое к тому времени уже выросли и жили отдельно, один ребенок умер, а три дочери и два сына, Акира и старший его на 4 года Хейго, жили под родительской крышей. Отец, бывший военный и потомок рода самураев, работал директором средней школы с уклоном в физическую и военную подготовку.
Фото из семейного архива семьи Акиры Куросавы
В 6 лет Акира познакомился с кино, которое по тем временам было явлением футуристичным, и магия живущих своей жизнью кадров очаровала его. Также мальчику нравились занятия каллиграфией и рисованием, а также фехтованием Кэндо. Отец поощрял и занятия детей спортом, и любовь к кинематографу: он считал, что фильмы оказывают положительное воздействие на их развитие. Сам Акира мечтал стать художником.
В 1923 году в Токио и окрестностях произошло сильное землетрясение, известное как Канто, ставшее причиной масштабных разрушений и гибели сотен тысяч людей. 13-летний Акира вместе с братом посещал места этой трагедии, видел воочию ее страшные последствия и испытал огромное потрясение. К счастью, семья мальчика не пострадала, но им пришлось на год переехать в префектуру Акита. Здесь он впервые познал красоту природы и твердо решил поступать в художественное училище.
Семья Акиры Куросавы
Как считают некоторые критики, его увлечение живописью в дальнейшем очень повлияло на его ленты с непревзойденными батальными сценами и множеством кадров, сравнимых по композиции с художественными полотнами.
Поиски себя
Вернувшись в Токио в 1924 году, Куросава стал учеником школы западной живописи Doshusha («Досюся») и начал готовиться к поступлению в художественный университет. Увы, когда в 1927 году он попытался поступить в Токийскую художественную школу, ему ответили отказом. Юноша не бросил занятия живописью, и в 1928 году одна из его картин, «Сэйбуцу» (в переводе, «живые организмы»), была принята на выставку «Ника-Экзибишн». Год спустя 19-летний художник примкнул к сообществу «Японская ассоциация пролетарского искусства», увлеченному идеями марксизма, хлынувшими со стороны СССР.
Акира Куросава в молодости
Хотя товарищи Куросавы по сообществу были рады включить сразу 5 его картин в выставку пролетарского искусства 1929 года, самого художника мало интересовала политика, градус которой в Ассоциации рос с каждым днем. В конце концов он оставил ее из-за разногласий с другим членами. Зарабатывать на жизнь картинами не получалось, и он в конце концов потерял интерес к живописи.
Акира Куросава и старший брат Хейго в детстве
Хейго, старший брат Акиры, был вхожей в японский бомонд фигурой – он работал комментатором немого кино. Акира был с ним неразлучен – с конца 1920-х годов они жили вместе, отдельно от других членов семьи. Именно Хейго ввел младшего брага в творческие круги. Личность неординарная, в 1933 году вместе с девушкой он совершил ритуальное самоубийство в горах.
Акира Куросава и кинематограф
Эта трагедия заставила Акиру пересмотреть свои взгляды на жизнь. Тяжело пережив уход брата, он решил связать жизнь с кинематографом, как и Хейго. В 1936 году он стал ассистентом режиссера Ямамото Кадзиро, затем попробовал себя в написании сценариев, а чуть позже получил должность режиссера-стажера на студии «Тохо».
Акира Куросава и Ямамото Кадзиро
К 1941 году Ямамото был настолько уверен в неустанно прогрессировавшем ученике, что мог спокойно покидать съемочную площадку на долгое время. В вышедшем в это время фильме «Лошадь» фамилия Куросавы стояла на втором месте после Кадзиро, но многие сцены были сняты исключительно под руководством Акиры. Картина имела большой успех, и об Акире Куросаве заговорили как о подающем большие надежды режиссере.
Первый его художественный фильм «Легенда о великом мастере дзюдо», о японских дзюдоистах 1880-х годов, вышел в 1943-м. Затем последовали ленты «Самые красивые», «Идущие за хвостом тигра», «Без сожалений о нашей юности», «Творящие завтрашний день». Фильмы увидели свет в сложные для Японии военные годы, однако Куросава старался избегать милитаристской тематики. А фильм «Самые красивые» и вовсе пронизан духом антимилитаризма – в нем описывались будни молодых работниц фабрики военного завода.
Кадр из фильма Акиры Куросавы «Пьяный ангел»
Однако первым «по-настоящему своим» фильмом Куросава называл социальную драму «Пьяный ангел» (1948), где кроме того произошло рождение его многолетнего союза с артистом Тосиро Мифунэ, сумевшим создать идеальный образ самурая – с благородными чертами лица, цепким взглядом, хорошей мускулатурой, прямой осанкой, суровым видом. С его участием Куросава впоследствии снял 16 лент. Распался же их тандем в 1965 году после выхода картины «Красная борода» и разорения его кинокомпании.
Мировая слава мастера режиссуры и его победы на престижных фестивалях начались в выходом ленты «Расемон», поставленной им по рассказав японского классика Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон». Работа, наполненная глубоким смыслом, представила четыре версии одного преступления, рассказанные вдовой самурая, самим самураем, свидетелями и убийцей. В 1951 году эта киноработа была удостоена гран-при Венецианского кинофестиваля, затем завоевала «Оскар».
Кадр из фильма Акиры Куросавы «Идиот»
В 1951-м появилась лента «Идиот», снятая по знаменитому роману Федора Достоевского, любимого классика режиссера. Другой, особо почитаемый им российский литератор Лев Толстой и его книга «Смерть Ивана Васильевича» послужили вдохновением при создании вышедшей спустя год ленты «Жить», удостоенной специального приза на МКФ-1954 в Берлине. Согласно сюжету мелкий служащий внезапно узнал о неизлечимом заболевании и вдруг понял, как бездарно распоряжался своей судьбой: просиживал на нелюбимой работе, экономил деньги, отказывая себе во всем, никогда по-настоящему не отдыхал. В оставшиеся месяцы он захотел полностью изменить свою жизнь.
В 1954 году мир увидел легендарных «Семь самураев»
Следующим шедевром режиссера, вышедшем в прокат в 1954 году, была легендарная драма «Семь самураев». Она рассказала о героях, защитивших деревенских жителей от бандитов. Картина стала призером фестиваля в Венеции, была в числе номинантов на «Оскар» и премию BAFTA.
Начиная с «Семи самураев» Акира Куросава снимал тремя камерами
Интересно, что, начиная с этого фильма, режиссер всегда снимал тремя камерами. В результате игра актеров становилась более естественной, ведь они переставали обращать внимание на взгляд объектива, и при монтаже у Куросавы появлялась возможность выбрать из нескольких наиболее удачный ракурс.
Сюжет «Семи самураев» стал современной классикой. В 1960 году в Голливуде сняли адаптацию киноленты – знаменитый вестерн «Великолепная семерка», а в 2016-м появился его одноименный ремейк (не снискавший большой популярности). Писатель Стивен Кинг вдохновлялся фильмом Куросавы при создании пятой книги из цикла «Темная башня».
Режиссер Акира Куросава за работой
В 1957 году состоялась премьера исторической картины «Трон в крови», очередной вольной экранизации Куросавы произведений классиков мировой литературы. На этот раз он адаптировал для кинематографа шекспировского «Макбета». В тот же период он создал ленту «На дне», на основе пьесы Горького, придав ей ироничный оттенок.
Среди культовых лент «императора», как называли режиссера за строжайшую дисциплину, царящую во время съемок его картин, следует упомянуть «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас признавал влияние этой картины на сюжетную линию его знаменитых франшиз.
Акира Куросава и Джордж Лукас
В 1960 году поклонники таланта режиссера смогли увидеть выпущенную ленту «Плохие спят спокойно», сюжет которой отдаленно напоминал трагедию Шекспира «Гамлет», следом вышел фильм «Телохранитель», созданный на основе детективных историй Дэшила Хэммета. Она повествует о благородном самурае, спасшем город от двух бандитских кланов, столкнув их друг с другом.
В 1963 вышел еще один фильм Куросавы, ставший классикой: драма «Рай и ад». Ее главный герой, преуспевающий бизнесмен, был поставлен перед сложным выбором: выплатить ли выкуп похитителям, которые по ошибке вместо его сына украли сына его шофера.
Два года спустя вышла «Красная борода» – одновременно последний черно-белый фильм Куросавы и последний фильм, в котором режиссер работал с Тосиро Мифунэ. В нем молодой врач попадает «по распределению» в сельскую больницу, где знакомится со старшим и опытным коллегой, суровым и деспотичным. С ходом событий ему предстоит выяснить, что же на самом деле скрывается за маской тирана.
Акира Куросава и Андрей Тарковский
В 1974 году Куросава посетил СССР. В сотрудничестве с коллегами с «Мосфильма» он снял биографическую картину «Дерсу Узала» по мотивам одноименного произведения Владимира Арсеньева. Главных персонажей в ней сыграли Максим Мунзук и Юрий Соломин. Картина выиграла «Оскар» и главный приз Московского МКФ-1975.
Акира Куросава, Максим Мунзук и Юрий Соломин на ММКФ в 1975 году
Кстати, работами Акиры Куросавы восхищался, черпал из них вдохновение знаменитый режиссер Андрей Кончаловский.
Куросава вообще на меня и по сей день производит оглушительное впечатление. Это один из немногих режиссеров, обладающих истинным чувством трагического.
Высокие оценки получили также самурайские исторические эпопеи Куросавы «Кагемуся: Тень воина» и «Ран» («Смута»). Первая принесла своему автору «Оскар», «Сезар», «Золотую пальмовую ветвь». Вторая, где за основу режиссер использовал шекспировскую пьесу «Король Лир», – премию BAFTA-1987.
Личная жизнь Акиры Куросавы
Великий режиссер был счастливо женат. Он связал себя узами брака с актрисой Ягути Йоко в 1944 году, сразу после выхода его картины «Самые красивые», где она сыграла ведущую роль. В 1945 году у пары родился первенец, сын Хисао, в 1954 году – дочь Казуко.
Жена Акиры Куросавы — актриса Ягути Йоко
В начале 1970-х лидер японского кино, столь популярный на Западе, но не оцененный по достоинству на родине, столкнулся с трудностями в вопросах финансирования и пережил творческий кризис, едва не покончив с собой. Запершись в ванной комнате, он вскрыл себе вены. Однако его удалось спасти.
Любимым режиссером Куросавы был Джон Форд («Тихий человек», «Гроздья гнева», «Как зелена была моя долина», «Осведомитель»), художником – Ван-Гог и Тулуэ-Лотрек.
Последние годы жизни
В 80-летнем возрасте кинорежиссер снял состоящий из 7-ми частей фильм «Сны Акиры куросавы». Он содержал размышления классика кино о природе человека, о тайнах красоты, смерти, жизни и задумывался им как последний. В нем появился Мартин Скорсезе – в роли Ван Гога.
«Сны Акиры Куросавы». Фрагмент
Среди наследия мастера кино невозможно не упомянуть ленту «Августовская рапсодия» с Ричардом Гиром (Кларк) и Сатико Мурасе в центральной роли бабушки Канэ. Ключевым ее эпизодом стали воспоминания женщины о бомбардировке Нагасаки и слова ее американского гостя, героя Гира, что ему очень жаль. Кстати, актер говорил в этом кинофильме на японском языке, не владея им, а заучивая текст на слух.
Акира Куросава. Совет начинающим режиссёрам
Последней работой сэнсэя японского кинематографа стала драма «Еще нет», увидевшая свет в 1993 году. Ее название включает намек на игру в прятки и означает, что основной герой, японский профессор, все еще жив-здоров. Лента получила премии Японской киноакадемии в четырех номинациях (за наилучшую роль второго плана – жены профессора, лучшие освещение, работу художника и оператора).
Могила великого режиссера
Режиссер мирового масштаба, вклад в киноискусство которого поистине бесценен, скончался в 1998 году в родном городе вследствие инсульта.
Три кита кинематографа: Акира Куросава, Джордж Лукас и Стивен Спилберг
В 2004 году на МКФ в Токио учредили приз имени великого мастера для вручения его режиссерам фильмов, «наполненных гуманизмом».
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
МОСКИНО
30 и 31 марта в рамках «Японского киноклуба» и ко дню рождения Акиры Куросавы (23 марта ему бы исполнилось 108 лет) Москино, при поддержке Japan Foundation покажет два фильма классика мирового кино – «Рай и ад» в Юности и «Семь самураев» в Космосе.
«Рай и ад» – пожалуй, единственная картина Куросавы в жанре полицейского детектива. Преуспевающий бизнесмен (Тосиро Мифуне, который снялся в 16 фильмах режиссера) оказывается перед моральной дилеммой – платить или не платить выкуп похитителям, по ошибке укравшим не его сына, а ребенка его шофера. В этой экранизации детективного романа Эвана Хантера великого японского режиссера-гуманиста интересует не поиски злодея, а люди и принимаемые ими решения. Вынесенные в название рай и ад тут, конечно, оказываются в человеческих душах. Впрочем, смотрится картина прежде всего, как превосходный, полный саспенса детектив, где даже самая будничная полицейская работа снята так, что от экрана невозможно оторваться.
«Семь самураев» – опыт Куросавы в жанре дзидайгэги, историческом кино про японских воинов. Изначально он хотел снять фильм-притчу об одном дне из жизни самурая, заканчивающимся ритуальным самоубийством. Но сюжет никак не складывался, и тогда Куросава обратился к истории древней Японии и выбрал историю про самураев, защищавших деревню от разбойников. Философская составляющая была важна режиссеру не меньше, чем сражения на мечах, однако сцены боев под дождем до сих пор выглядят очень впечатляюще. Здесь впервые в творчестве Куросавы возникает противопоставление традиционного холодного оружия и огнестрельного, несовместимого с кодексом чести, так как ружья могут быть только у бандитов.
Фильм навсегда вошел в сокровищницу мирового кинематографа и вдохновил множество картин, самая знаменитая из которых – «Великолепная семерка» Джона Стерджеса.
Фильмы будут демонстрироваться с пленки 35 мм.
«Рай и ад», 1963, 143 мин., Япония, 16+, реж. Акира Куросава
ЮНОСТЬ, 30 марта, 18:30, на японском языке с русскими субтитрами. Регистрация.
«Семь самураев», 1954, 207 мин., Япония, 16+, реж. Акира Куросава
КОСМОС, 31 марта, 14:00, одноголосый дубляж. Регистрация.
Ретроспектива Акиры Куросавы | Kino Sõprus
Акира Куросава
1910-1998
Кинотеатр «Sõprus» в своей традиционной осенней ретроспективе обращается к ярчайшим образцам японского кинематографа, мировой классике кино, к творчеству режиссера Акиры Куросавы. В начале октября на нашем экране лучшие фильмы знаменитого, возможно, самого «западного» японского кинематографиста Куросавы, который открыл японское кино как европейскому, так и американскому зрителю. Его «западный» язык, отличавший его от коллег по цеху, это, с чем ему приходилось считаться как в негативном, так и в позитивном ключе в течение всей своей кинокарьеры. Но было бы ошибкой считать «западную» структуру и выразительность его фильмов попыткой донести до зрителя западные же ценности.
Куросаву часто считают гуманистом, но было бы правильнее считать его фаталистом, даже экзистенциалистом. На человеческом уровне можно одерживать маленькие победы, как над собой, так и над обстоятельствами, но если смотреть шире, то это лишь миг в вечности. Другие две крупные фигуры японского кино — Кэндзи Мидзогути и Ясудзиро Одзу — были однозначными гуманистами, они снимали фильмы о правах женщин, противясь неофеодальному укладу жизнив Японии, но Куросава был намного более многогранен.
Кроме его бескрайней эмпатии к людям, в нем крепко укоренился тот самый маскулинный и феодальный ген. Поэтому и между Куросавой, Одзу и Мидзоугути можно провести параллель. Также как и с писателем Юкио Мисимой, который ненавидел интеллигенцию и чьи правые милитантные взгляды довели его до самоубийства, поскольку он не смог смириться с новой, более открытой и либеральной Японией. Попытка суицида Куросавы в 1971 году также связана с тем, что прежде всего Куросава чтил самурайский кодекс чести бусидо, по которому самоубийство было полностью оправдано, если совершивший его человек исчерпан этим миром.
В фильмах Куросавы мы обнаруживаем ссылки на явления, которые он перенял и на себя: марксизм, импрессионизм, русская литература, искусство кендо и эпичность фильмов Джона Форда. Кодекс чести самураев и Достоевский вошли в его мировоззрение, так же как и Ван Гог и Гоген отразились в его визуальности — все это делает из Куросавы как будто особый вид единоборства, которое учит человечество, погрязшее в коррупции, морали и духовной чистоте. Ретроспективную неделю фильмов Куросавы можно рассматривать как осенние курсы по этике. Для чего же все эти постмодернистские содрограния, если есть возможность пойти путем самурая?
Тристан Приймяги, кинокритик
Афиша:
2.10 в 21.00 — Бездомный пес (1949)
3.10 в 21.00 — Расёмон (1950)
4.10 в 20.00 — Жить (1952)
5.10 в 19.00 — Семь самураев (1954)
6.10 в 21.00 — Телохранитель (1961)
7.10 в 20.00 — Дерсу Узала (1975)
8.10 в 21.00 — Сны Акиры Куросавы (1990)
Стоимость билетов 5€!
Доставки фильмов в Эстонию DHL.
С чего начать с Акиры Куросавы
Почему это может показаться не таким простым
Когда в 1951 году фильм Акиры Куросавы «Расомон» получил Золотого льва на Венецианском кинофестивале, он стал первым японским фильмом, получившим главную награду западного фестиваля. В то время японское кино было относительно малоизвестным на западе, и успех Расёмон открыл ворота плодородной кинематографической культуре. Вскоре синефилы пожирали богатства золотого века Японии, и именно Куросава был первым.
Такой новаторский статус кажется неудивительным, учитывая, что в работах Куросавы слились национальные и зарубежные влияния: он перечислил Джона Форда, Уильяма Уайлера и Фрэнка Капру среди своих любимых режиссеров и адаптировал произведения Шекспира, Достоевского, Горького и Эда Макбейна. Это пьянящее сочетание источников вызвало неодобрение со стороны японских критиков, которые обвинили его в потворстве западным вкусам, которые Куросава всегда отрицал.
Фактически, работа Куросавы — даже если ее действие происходит в прошлом — исследует социальные проблемы, актуальные для послевоенной Японии, подтверждая его заявление о том, что его фильмы были сняты для японской молодежи.
Тем не менее его фильмы пользовались необычайной популярностью за рубежом. Некоторые из них получили римейки на английском языке, и голливудские ребята из кино были среди тех, кто его почитал: действительно, в 1980-х и 90-х годах Джордж Лукас, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг пришли на помощь Куросаве, когда он уже не мог. найти финансирование в Японии. К тому времени Куросава считался принадлежащим к предыдущему поколению — уже к 1970-м годам его звезда падала, в немалой степени благодаря японской Новой волне 1960-х.
Работы Куросавы, в которых реализм сочетается со стилизованными элементами японского театра (кабуки, шинэки и особенно но), принадлежат другой эпохе, и Куросава стал рассматриваться как осажденный динозавр, хотя и никогда не теряющий укуса.
Лучшее место для начала — Расёмон
Подобно тому, как Расёмон был введением Запада в японское кино, это также подходящее введение в Куросаву: оно включает в себя ряд его ключевых тем и показывает двух актеров, наиболее тесно связанных с его работы — Тоширо Мифунэ и Такаши Шимура.
Расомон (1950)
В 11 веке дровосек (Шимура), священник и простой человек ютятся под городскими воротами, чтобы защитить себя от проливного ливня (Куросава был мастером в съемке стихий, а погода часто играет ключевую роль. роль в его творчестве). Обсуждают расследование гибели самурая и изнасилования его жены. Дровосек и священник рассказывают о разных показаниях, данных на суде; Наряду со своими собственными заявлениями, другие были даны бандитом (Мифунэ), совершившим изнасилование, оскверненной женой и убитым самураем (который говорит через медиума).
По мере того, как раскрываются свидетельства, Куросава воспроизводит события с каждой точки зрения, создавая мириады точек зрения: ни одна из историй не совпадает, и каждый персонаж рассказывает свою историю, чтобы прославить себя. Они лгут? Или просто излагая свою субъективную правду?
Таким образом, фильм ставит под сомнение природу самой истины, прекрасно воплощая предосторожность с правдой и ложью, иллюзией и реальностью, которая присутствует в работах Куросавы. О Расомоне он сказал: «Люди не могут быть честными с самими собой по поводу самих себя… не могут выжить без лжи, которая заставляет их чувствовать себя лучше, чем они есть на самом деле.
Люди лгут, потому что они слабы, и, как говорит священник, если мы не можем доверять друг другу, жизнь на земле становится чем-то вроде ада — еще одна идея, которая повторяется в фильмах Куросавы. И все же Расэомон заканчивает на ноте надежды: дождь не может длиться вечно, и сквозь все это просвечивает уникальный человеческий образ Куросавы.
Что смотреть дальше
Хотя Куросава не считал Расомона истинным дзидайгэки (исторической драмой), он вскоре стал синонимом этого жанра, сняв серию фильмов, которые одновременно прославляли и подрывали наследие японского самурайского сословия — a дихотомия, которая придает глубину даже самым остросюжетным его фильмам.
Семь самураев (1954) © Toho Co., Ltd
В «Семь самураев» (1954) одноименная группа нанимается бедной деревней в поисках защиты от бандитов, но персонаж Мифунэ — сын фермера, маскирующийся под самурая. — указывает на тонкую грань между действиями самураев и бандитов.
Куросава исследовал эту грань — между хорошим и плохим — во многих своих фильмах: «Кагемуша» (1980), в котором вор, действуя как двойник феодального лорда, медленно принимает черты своего хозяина, является одним из примеров; Современные криминальные драмы «Бродячая собака» (1949) о полицейском, разыскивающем свой украденный пистолет, и «Высокий и низкий» (1963) о расследовании похищения — это еще две.
Скрытая крепость (1958)
В историческом приключенческом спектакле «Скрытая крепость» (1958) Куросава подорвал героизм, подчеркнув важность человеческих эмоций над феодальными ценностями и построив историю вокруг двух простых фермеров. Куросава ранее использовал эту технику в «Людях, которые наступают на хвост тигра» (1945), которые добавили комедийного носильщика к известной драме кабуки о лорде, пытающемся пройти через контрольно-пропускной пункт врага.
В «Кровавом троне» (1957) и «Ран» (1985) он обратился к английской сцене, перенеся Шекспира «Макбет» и «Король Лир» в японскую феодальную эпоху.Гамлет, тем временем, вдохновил сюжет современного триллера «Плохой сон» (1960), нацеленного на коррупцию в послевоенном японском обществе, тема также присутствует в самурайских фильмах «Йоджимбо» (1961) и «Сандзюро» (1962).
Другой известный современный фильм, Икиру (1952), касается государственного служащего, ищущего смысл, умирающего от рака, но прошлое послужило фоном для двух самых богатых фильмов Куросавы: «Нижние глубины» (1957) и «Красная борода» (1965). Первая, адаптированная по одноименной пьесе Горького, представляет собой ансамблевую драму о том, как иллюзия способствует выживанию в мире ада, а вторая касается посвящения молодого врача в государственную клинику.Кульминация золотой эры Куросавы, Рыжая Борода усовершенствовал многие из его тем, в том числе отношения учителя и ученика и путь героя к самореализации.
С чего не начинать
После неудачного и непродуктивного пребывания в Голливуде Куросава вернулся в Японию, чтобы снимать «Додескка-ден» (1970) о обитателях трущоб трущоб. Первоначальная реакция на фильм была настолько негативной, что Куросава попытался покончить с собой.
Dodes’ka-den (1970)
На самом деле, это намного лучше, чем можно предположить (и намного интереснее, чем, скажем, скучная пропагандистская статья Куросавы «Самая красивая» 1944 года во время войны).Однако он, несомненно, представляет собой отход от его предыдущей работы: это не только первый цветной фильм Куросавы, но и отказ от динамического действия в пользу более длинных дублей и практически бессюжетного повествования.
Такой подход был продолжен в его следующем фильме «Дерсу Узала» (1975), который казался почти намеренно антидраматическим в своем минималистичном изложении трогательной дружбы между русским капитаном и охотником за Голди. Это больше, чем просто интимный портрет двух мужчин, фильм — это буколическая песнь маленькому человеку против чудовищности природы.
В «Сновидениях» (1990) Куросава еще больше продвинул редукцию повествования, представив интерпретации восьми несвязанных снов. Между тем, его последние два фильма усилили тихий элегический тон его цветных работ: «Августовская рапсодия» (1991) исследует наследие водородной бомбы Нагасаки, а «Мададайо» (1993) представляет комедийную медитацию о старости. Легкий сюжет, но тяжелый характер, это было очаровательное завершение долгой и выдающейся карьеры.
Акира Куросава | Киотская премия
г.Акира Куросава — всемирно известный кинорежиссер из Японии. На протяжении этих полувека он постоянно представлял шедевры, глубоко влияющие на аудиторию благодаря его пониманию человеческой природы; непоколебимый гуманизм; и мощные, и резкие выражения во всех его произведениях.
Г-н Куросава начал свою карьеру художника, проявив незаурядные таланты. Но позже он решил стать кинорежиссером. Со времени своего первого фильма в 1943 году г-н Куросава усовершенствовал темы, изображающие человеческие персонажи, которые мужественно борются с жизненными невзгодами.Его репрезентативные произведения «Икиру» («Жить») и «Семь самураев» выделяются тем, что изображают благородных и волевых персонажей, которые сталкиваются с серьезными проблемами, но решают жить храбро со своим сильным чувством праведности, миссии и смертоносная храбрость. Его «Расомон» стал первым запоминающимся японским фильмом, привлекшим внимание всего мира. Г-н Куросава искал свои материалы по всему миру, включая Шекспира, Достоевского и даже сегодняшние американские телевизионные драмы. Но в каждом случае он переносил их в японскую культурную среду и создавал драмы, раскрывающие сущность человеческой натуры.
Еще одна особенность работ г-на Куросавы — их оригинальные выражения. Палящая жара в кустах, показанная в «Расёмон», проливной дождь в сцене битвы в «Семи самураях» — примеры часто жестоких выражений, которые тесно связаны с темой. Его богатый художественный талант художника позволил ему эффективно использовать монтаж и создавать новую эстетическую форму с каждой новой работой, сохраняя стиль «Куросава» в авангарде своего искусства.
Дело в том, что г.Работы Куросавы завоевали множество наград на международных кинофестивалях, что свидетельствует о мировом уважении его работ. Более того, мы должны признать, что мощная передача тем и богатые выражения в работах г-на Куросавы стимулировали многих других кинематографистов в мире и сильно повлияли на развитие кинематографии.
В то время как его работы содержат такие высокие художественные ценности, главная прелесть фильма г-на Куросавы состоит в том, что он никогда не перестает доставлять зрителям удовольствие от просмотра фильмов.
В свои 84 года г-н Куросава все еще находится в авангарде, пылая рвением создавать фильмы, открывающие новые территории. Г-н Куросава находится на вершине кинематографии 20-го века и является наиболее подходящим лауреатом Киотской премии 1994 года в области творческих искусств и нравственных наук.
Акира Куросава (автор Something Like an Autobiography)
Акира Куросава (黒 澤 明 или 黒 沢 明, Куросава Акира, 23 марта 1910 г. — 6 сентября 1998 г.) был японским кинорежиссером, продюсером, сценаристом и редактором.Считающийся одним из самых важных и влиятельных режиссеров в истории кино, Куросава снял 30 фильмов за 57 лет карьеры.
Куросава вошел в японскую киноиндустрию в 1936 году после непродолжительной работы художником. После нескольких лет работы над многочисленными фильмами в качестве помощника режиссера и сценариста, он дебютировал как режиссер в 1943 году, во время Второй мировой войны, в популярном боевике «Санширо Сугата» (он же «Сага о дзюдо»). После войны одобренный критиками «Пьяный ангел» (1948), в котором Куросава сыграл неизвестного тогда актера Тосиро Мифунэ в главной роли, закрепил ди
Акира Куросава (黒 澤 明 или 黒 沢 明, Куросава Акира, 23 марта 1910 г. — сентябрь 6 января 1998 г.) был японским кинорежиссером, продюсером, сценаристом и редактором.Считающийся одним из самых важных и влиятельных режиссеров в истории кино, Куросава снял 30 фильмов за 57 лет карьеры.
Куросава вошел в японскую киноиндустрию в 1936 году после непродолжительной работы художником. После нескольких лет работы над многочисленными фильмами в качестве помощника режиссера и сценариста, он дебютировал как режиссер в 1943 году, во время Второй мировой войны, в популярном боевике «Санширо Сугата» (он же «Сага о дзюдо»). После войны получивший признание критиков «Пьяный ангел» (1948), в котором Куросава снял в главной роли неизвестного тогда актера Тосиро Мифунэ, закрепил за режиссером репутацию одного из самых важных молодых режиссеров Японии.Двое мужчин будут сотрудничать еще в 15 фильмах.
«Расёмон», премьера которого состоялась в Токио в августе 1950 года, и в котором также снялся Мифунэ, 10 сентября 1951 года неожиданно стал обладателем Золотого льва на Венецианском кинофестивале и впоследствии был показан в Европе и Северной Америке. Коммерческий и критический успех этого фильма впервые открыл западные кинорынки для продукции японской киноиндустрии, что, в свою очередь, привело к международному признанию других японских кинохудожников.На протяжении 1950-х и начала 1960-х Куросава снимал примерно по фильму в год, включая ряд высоко оцененных фильмов, таких как «Икиру» (1952 г.), «Семь самураев» (1954 г.) и «Йодзимбо» (1961 г.). После середины 1960-х он стал гораздо менее плодовитым, но его более поздние работы, включая его последние два эпоса, Kagemusha (1980) и Ran (1985), продолжали получать награды, в том числе Золотую пальмовую ветвь за Kagemusha, хотя и чаще. за границей, чем в Японии.
В 1990 году он получил премию Американской киноакадемии за заслуги перед жизнью. Посмертно он был назван «азиатом века» в категории «Искусство, литература и культура» журналом AsianWeek и CNN, назван «одним из [пяти]» люди, которые внесли наибольший вклад в улучшение Азии за последние 100 лет »
|
|
|
54 Великолепная семерка | 23 сентября 2016 г. | По сценарию | 6.5 |
57 Море смотрит | 18 июля 2003 г. | Оригинальный сценарий / Оригинальный сценарий | 5.7 |
98 Семь самураев (переиздание) | 30 августа 2002 г. | Режиссер / Сценарий / Автор сценария | 8.8 |
76 Мададайо | 1 сентября 2000 г. | Режиссер / Режиссер / Сценарист / Сценарист | подлежит уточнению |
67 Потерявшей управление или угнанный поезд | 17 янв.1986 г. | по сценарию | 7.0 |
96 Побежал | 20 декабря 1985 г. | Режиссер / Режиссер / Сценарий / Сценарий | 8.7 |
84 Кагемуша | 10 октября 1980 г. | Директор / Исполнительный продюсер / Продюсер / Сценарист | подлежит уточнению |
46 Тора! Тора! Тора! | 23 сентября 1970 г. | Японские последовательности / Японские последовательности | 7.3 |
74 Великолепная семерка | 23 октября 1960 г. | Писатель | 7.2 |
98 Расомон | 26 декабря 1951 г. | Режиссер / Сценарий | 8.7 |
Вчера вечером PBS передал замечательную биографию покойного Акиры Куросавы, которая включала проницательные комментарии к его основным работам:
Акира Куросава
Прошлой ночью PBS выпустила замечательную биографию покойного
Акира Куросава, который содержательно прокомментировал свои основные работы:
http://www.pbs.org/wnet/gperf/
Хотя я видел почти каждый фильм, великий мастер когда-либо
сделал, я не был знаком с подробностями его жизни.Все, что я знал, это то, что он
пытался покончить с собой в 1971 году после того, как японские киностудии отказались
финансировать его новые проекты. В биографии содержится подробная информация об этом и прилагается.
много других интересных сведений о его карьере и японской культуре в
Общее.
Куросава родился в 1910 году, его отец происходил из долгой жизни.
линия самураев. Хотя Япония давно отказалась от феодализма, его отец
был пропитан самурайской культурой и любил гулять по дому в
традиционная одежда с его волосами в характерном пучке.Он управлял гимназией
и построил первый крытый бассейн в Японии. Он также работал над популяризацией
бейсбол в Японии. Молодой Акира Куросава не был особенно спортивным и
обнаружил, что его больше привлекает графика.
До того, как японское государство превратилось в
Авторитарная военная машина, Куросава в молодости путешествовал в кругах компартии. Некоторые из
его ранние студенческие работы были упражнениями «соцреализма». После
Началась ВОВ, он пошел работать в японскую киноиндустрию.
пропагандистские фильмы, прославляющие летчиков-испытателей и заводчанок.Один
предполагает, что его раннее обучение соцреализму оправдало его, просто
как это сделали американские CP’еры в киноиндустрии.
Куросава очень сожалел о своей роли во всем этом.
Возможно, именно стыд мотивировал его желание создать новый фильм для послевоенного времени.
Япония, которая будет критиковать брошенное по течению общество. Хотя это
больше не прославляли воинские ценности, у него по-прежнему отсутствовала высшая цель. Его юный
левые убеждения в сочетании с аристократическим чувством благородства его семьи
Обязать ‘привел к созданию фильма явно куросавского типа, в котором
одинокий человек изо всех сил пытался определить личный этос против бессердечного и
эгоцентричное общество.
«Икиру» был первым фильмом в этом ключе. Это
изображает стареющего бюрократа, который, узнав, что у него неизлечимый рак,
посвящает остаток своей жизни тому, чтобы улучшать жизнь других людей.
Это напоминает толстовскую «Смерть Ивана Ильича». Ясно
из биографии PBS, что Куросава был погружен в великую мировую литературу,
от Шекспира до классической японской литературы. Когда он наткнулся на
основная идея Расомона, он и его помощники потратили 6 месяцев на проработку
Японской литературы и истории, чтобы найти рассказ, который мог бы служить
сценарий.
Несмотря на отсутствие связей Куросавы с организованными левыми
в Японии он сотрудничал с одним из самых мощных ударов послевоенного
эпоха. Под руководством КП работники киностудии Тохо организовали
движение за контроль рабочих над студиями. Они сидели на большом
производственные здания, полные решимости отбиваться от японских полицейских и американских
окружавшие их военные. Для своей защиты они использовали огромных фанатов, которые
были использованы для создания эффектов ветра на пленке у всех дверей.Когда копы и
солдаты ворвались, они планировали бросить кайенский перец перед
болельщики, чтобы ослепить нападающих.
После телевидения и дешевых, грязных фильмов о монстрах
Популярная в Японии после 1968 года, кинокарьера Куросавы резко пошла вниз.
Это привело к тому, что в 1971 году он 30 раз порезал себя при попытке самоубийства.
Позже, выздоровев, он снова попытался запустить рывок.
его карьера. Но Япония оставалась враждебной средой для провидцев.
и бескомпромиссные фильмы, которые он стремился создавать.Было уместно, что СССР был
единственное место, где все еще использовались его таланты. Фильм «Дерсу»
Узала », на которой изображены одинокие странствия исследователя в
Сибирская глушь считалась диковинкой. Возможно, Куросава опознал
с главным героем. Вместо того, чтобы сражаться со стихией, Куросава оказался в
борьба с силами маммона, которые доминировали в киноиндустрии в
капиталистический мир.
Одно несчастье полностью выражает несоответствие между одним из
великие гении мира кино и коммерции.Куросава был
приглашен представить японскую перспективу для фильма о Перл-Харборе под названием
«Тора Тора Тора». Ему сказали, что великий режиссер Дэвид Лин
поддержали бы американскую точку зрения, но голливудские магнаты пошли на
взломать директор вместо этого. Все кадры Куросавы были выброшены в мусорное ведро.
Куросава говорит, что вы можете найти его личную эволюцию
выражается через центральных персонажей всех его фильмов. Если это так,
можно сказать, что вдохновение шло обоими путями.Без сильного характера
сформированный характерными семейными, социальными и историческими силами, великий гений
фильмов Куросавы, возможно, никогда не были бы реализованы.
Акира Куросава (или Радость культурного присвоения)
Японский кинорежиссер Акира Куросава (1910–1998) считается одним из величайших режиссеров мира. В большинстве списков великих режиссеров Куросава входит в десятку лучших, и его влияние на кино ощущается во всем мире.Его фильм « Семь самураев » (1954) был переделан в классический вестерн « Великолепная семерка » (1960) с Юлом Бриннером, Стивом МакКуином, Чарльзом Бронсоном, Эли Уоллахом и Чарльзом Кобурном. Фильм Куросавы « Скрытая крепость » (1958) стал источником вдохновения для «Звездных войн» (1977). C3PO и R2D2 — это персонажи, основанные на японских крестьянах Тахеи и Маташичи, где C3PO — это напуганный неуклюжий крестьянин из комиксов, а R2D2 — отважный решительный крестьянин здравого смысла, который добивается цели.Его фильм Rashomon (1950) был настолько влиятельным фильмом, что теперь он стал существительным. A Rashomon — это ситуация, когда разные свидетели имеют противоречивые и противоречивые версии одного и того же события.
Куросава был большим поклонником американского кино. Джон Форд и, в частности, американские вестерны оказали большое влияние на его творчество, поэтому неудивительно, что многие из его фильмов были переделаны как вестерны. Куросава также был поклонником Шекспира, и два его фильма Престол крови (1957) и Ран (1985) были основаны на пьесах Шекспира. Престол крови — это Макбет, а Ран — король Лир. Ran — это кинематографический шедевр, который должен посмотреть любой киноман.
Американская аудитория больше всего знакома с тематическими фильмами Куросавы о самураях, но Куросава также находился под влиянием голливудского фильма «Крутой / нуар», и некоторые из его ранних фильмов были японскими фильмами о гангстерах. Стеклянный ключ , , , (1942), экранизация романа Дэшиэла Хэммета с участием Алана Лэдда и Вероники Лейк, послужил источником вдохновения для фильма Куросавы « Йодзимбо » (1961). Йоджимб o затем вдохновил Серджио Леоне «Спагетти-вестерн» Пригоршня долларов (1964), который был переделан в репортаж Брюса Уиллиса Последний выживший (1996). Таким образом, крутой фильм-нуар Classic стал классическим самурайским классиком Куросавы, стал классикой спагетти-вестерна Клинта Иствуда, который стал крутым гангстерским фильмом «Новый нуар» с Брюсом Уиллисом в главной роли.