По следам Антуана Дуанеля – Журнал «Сеанс»
Если для человека предыдущих эпох основным источником зрительного восприятия была живопись, то в начале ХХ века эта миссия перешла к кино. Изобретение кинематографа стало событием, по-новому репрезентирующим реальность — посредством движущейся звуковой картины. Именно с впечатлениями от этой картины мы соотносим себя и свой мир, визуально осознаем себя. И само время уже второе столетие подряд сообщает нам о себе главным образом именно с помощью кинематографа.
Однако «десятая муза» вовсе не враждебна остальным. Собственно, все жанры гармонично сосуществуют в мире платоновских чистых идей, и только время и воля автора диктуют, в каком именно виде они предстанут перед зрителем. Более того, сегодня границы в искусстве постоянно смещаются, его привычные формы влияют друг на друга, взаимно обогащая и давая новую пищу для интерпретаций и поисков.
Почему бы образам кинематографического происхождения не найти новую жизнь в изобразительном искусстве? Все возможно, если художником движет любовь, желание приобщиться к атмосфере фильма, которое ему эстетически соприродно и по-человечески близко. Так возникла моя серия пейзажей из фильма Франсуа Трюффо «400 ударов». Это полуавтобиографическое повествование о драматичной жизни одинокого парижского подростка, очень новаторское, где реальность снята как бы в формах самой реальности, необыкновенно пронзительное и нежное.
Жан-Пьер Лео на выставке Светы Ивановой
Обнаружив в интернете исследования фанатов легендарного фильма, которые скрупулезно, кадр за кадром, проследовали по улицам, бульварам, проспектам и площадям сегодняшнего Парижа вслед за маленьким героем фильма Антуаном Дуанелем, я вдохновилась на это посвящение — посвящение дорогой для меня картине. И приезжая в Париж, я не раз побывала во всех тех местах, где происходит действие фильма — вокруг Tour d’Effel, где мы вплываем в реальность этой картины с первыми ее титрами, на rue Vaugirard, где до сих пор находится та самая школа, в которой учится герой, на place Gustave Toudouze, где он живет, в районе place de Clichy, place Blanche, Sacré cœur, avenue de Champs Elisées…
Париж в «400 ударах» — не менее важный герой, чем сам Антуан, который мечется по городу в течение всего фильма. С мальчиком не происходит решительно ничего хорошего, всевозможные удары сыплются на него со всех сторон, — но стены великого города, повидавшие и не такое, как бы утешают его — «потерпи, малыш, все будет хорошо»!
Этот фильм был создан еще до моего рождения, в Париже, который с тех пор очень изменился, как изменился за эти почти 60 лет весь мир. Но сила настоящего искусства, мощь молодой энергии Франсуа Трюффо, одного из создателей «новой волны», которая перевернула старые представления о французском, и, как следствие, мировом кинематографе, яркий талант оператора, невероятное обаяние и естественность Жана-Пьера Лео, сыгравшего главного героя, — все это и сегодня дает зрителю совершенно магические ощущения. Это происходит здесь и сейчас, это происходит с тобой, и эта реальность чудесным образом остается абсолютно актуальной.
Отзыв Жан-Пьера Лео о выставке
Читайте также
«400 ударов» и «Нежная кожа» Франсуа Трюффо
Франсуа Трюффо с большим уважением относился к Андре Базену, основателю и критику «Кайе дю Синема». И фильмы снимал в его, так сказать, духе. «Новая волна» Трюффо – это реальная история, которая могла произойти с Вами или с Вашим соседом по лестничной клетке. Реализм здесь в нескладности, неидеальности судеб героев – нет ощущения соответствия платоновскому миру идей. То есть герои фильма живут внутри повседневной реальности, их реальность передается нам ощущением актуальности, сиюминутности, как будто бы герой прошел только что мимо нас и мы его узнали, но постеснялись окликнуть и доложить о случайном знакомстве с ним.
Герои живут здесь-и-сейчас, в этом городе, дышат воздухом, читают газеты. Здесь нет привычной для классического романа вертикали возвышенности: если герой что-то совершает, то событие происходит на материи кинопленки и ограничивается ею. То есть герои существуют в чистой социальности, здесь нет моральных оценок и отсылки к категории прекрасного. Здесь нет четкого соответствия идеям, которые в классическом сценарии расширяют пространство повествования, выдаваясь Эльбрусом в небо.
В волнах Трюффо важно настроение – кажется, что оно связывает фильмы. В фильме «400 ударов» — это настроение можно описать словами «взрослые, обреченные на глупость». Кстати, «Нежная кожа» — тоже об этом.
Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959)
Фильм о вполне нормальном мальчике по имени Антуан Дуанель, шалости которого очень укладываются в его возраст. Тем не менее, живость Антуана невероятно раздражает его родителей. Единственный способ справиться с ним, по мнению родителей – дать ему взятку или упечь его в интернат. Взрослые в этом фильме «живут своей жизнью» (с) и эта жизнь совершенно не пересекается с миром детей. Взрослые – мать, отец, учителя школы совершенно не интересуются миром детей, которых они учат и воспитывают, что, впрочем, было всегда, Трюффо не является первооткрывателем, но его попытка показать эту проблему успешна. Ребенок врет, родители лупят, учителя вызывают к директору – как это нормально!
Трюффо показывает Антуана Дуанеля полноценным героем фильма. У мальчика свой взгляд на мир, свои ценности, вполне отличные от ценностей его родителей – он и сам не понял, что ради Бальзака смог бы спалить дом. Антуан обладает, как и все дети, своим собственным индивидуальным внутренним миром, который взрослые так стараются не замечать. Дети думают – «Эврика!», для них каждый день – открытие. Взрослые не думают, взрослые узнают виденное или слышанное когда-то. Новое взрослому воспринять трудно – слишком уж механизированным стало его мышление.
Я думаю, многие дети хотя бы раз оказывались в ситуации, когда за написанное ими сочинение им ставили двойку и отправляли восвояси. А сочинение-то было написано в порыве чудесного прозрения! Но взрослому учителю Антуана Дуанеля важно не прозрение уловить, а просчитать механизмы мышления. Если механизм просчитывается- ребенок социален, если нет – а-социален, такого только в кутузку отправлять надо. Т.е., что такое школа: это навязывание некоторых схем мышления и поведения, на которых строится сообщество в его Целом. Новизна и глубина прозрения здесь не почитается. Прячьте подальше свои сочинения, — «читают» зрители с экрана, — чтобы не оказаться дураками. Многие слушают – и прячут…
Франсуа Трюффо «Нежная кожа» (1964)
Сюжет фильма простой: известный литературный критик влюбляется в стюардессу. Стюардесса знает о регалиях критика (написавшего книгу «Бальзак и деньги»), так что чувства становятся взаимными. Но светский лев вынужден заботиться о собственном имидже: он женат на истеричной женщине, ревниво контролирующей все его въезды и выезды, у него есть дочь. И тут – любовница-стюардесса, с которой он не может появиться ни на званом вечере, ни даже в захудалой гостинице французской провинции. Уикенд, путешествие в Реймс, превратился для любовников в сущий кошмар.
В этом фильме интересно настроение безысходности и тягучести. Критик сам упек себя в жесткие рамки благообразного поведения: эта благообразность не позволяет герою спасти свою девушку от ухаживаний провинциального приставалы. Безысходность во всем – в парижском воздухе, в темноте вечерних фонарей, в метании бисера перед провинциальными барынями.
Вся уверенность и успешность героя потеряна, стоило ему столкнуться с ситуацией, когда стало необходимым изворачиваться. Известный критик один на один с самим собой – это человек, потерпевший крах в личной жизни и самоуважении. На развитии именно этого качества Трюффо и сосредоточен. Как следствие, то, что герой не может разрешить сам, решают за него. Фильм обречен на трагичный конец.
Фильмы Трюффо социальны и реалистичны. Общество не показано у него с точки зрения великих судеб или ключевых точек истории. Отец «Новой волны» оказывается солидарным здесь с исследованиями историков «Школы анналов», реконструкцией повседневности Марком Блоком, Люсьеном Февром, Фернаном Броделем. О душе народа можно судить не только по учебникам истории, которые строятся на классической парадигме исторического знания, но и по свидетельствам повседневной жизни крестьян, мелких буржуа и так далее. В русской литературе это тема «маленького человека», и она позволяет передать жизнь, коей она является на самом деле, без пафоса и без ненужных отсылок к звездным личностям, парящим в воздухе и «одухотворяемым» фимиамом.
Это кино Базена. Жизнь, как она есть, реконструированная таким образом, что внимание зрителя приковано к самой материи жизни – т.е. к тому, как все происходит. Базеновское кино преподносит нам жизнь в «сфотографированном» виде, как отпечаток реальности. И все, что мы можем понять из этих отпечатков – все отсылает к поверхности этой жизни в действиях, словах героев, расположении предметов в кадре, соотношении света и тени, здесь все кадры обозначают ровно то, что они обозначают. Т.е. приписываемое значение знакам фильма – отсылает к автору, который сознательно и бескомпромиссно ввел знаки в фильм.
Четыреста ударов (1959) — смотреть онлайн
dnipro19 • 30.11.2019 в 17:11
«Четыреста ударов»/»40xsji»/ «Les quatre cents coups»/ «The 400 Blows», кстати, очень говорящий слоган: «Det franske mesterværk om de unge i lømmelalderen»/ «Французский шедевр о молодости в эпоху рая»
…..Для меня более чем странно, что этому фильму французского гения Франсуа Трюффо на сайте совсем мало уделено внимания…..А особенность этой картины для самого мэтра состояло в том, что «Четыреста ударов» во многом автобиографическая картина для него самого. И на главную роль Трюффо взял Жана-Пьера Лео, тогда 14, не только за умение естественно выглядеть в кадре, но и за внешнее сходство с собой в том же возрасте. В дальнейшем Франсуа Трюффо продолжил историю Антуана Дуанеля еще в нескольких фильмах (жизнь у того более менее выравнивается), отследив его судьбу на разных возрастных этапах – в «Антуане и Колет»,1962, «Украденных поцелуях» , 1968, «Семейном очаге» ,1970, и «Ускользающей любви» , 1979……Все эти картины есть на сайте, и каждую из них, пожалуй, я могу рекомендовать ….. Режиссёр же найдет приют томлениям Антуана только двадцать лет спустя и только в творчестве: тот закончит свой экранный путь профессиональным прозаиком …..Среди названий фильма рассматривались: «Побег Антуана», «Четыре четверга», «Маленькие рассерженные», «Школа улицы», «Бродячая жизнь», «Дети Парижа», «Маленькие бездельники» , «Маленькие приятели», «Дикие лисы» и «Маленькие солдаты»……C другой стороны этот общепринятый русскоязычный вариант названия явно неточен — на самом-то деле, имеется в виду французское идиоматическое выражение, которое примерно означает: «Сплошные неприятности» или «Кругом одни напасти».
….. И еще загадочное для русского слуха название «Четыреста ударов» идентично русским же выражениям «пройти сквозь огонь, воду и медные трубы» «ходячая катастрофа», «33 несчастья»…… Выражение происходит от осады Людовиком XIII Монтобана в 1621, когда французский король приказал произвести по городу 400 выстрелов из пушек («400 coups de canon»), надеясь посеять ужас в рядах защищавших город протестантов……Очень неплохая грустная драма о переходном возрасте. Для своего времени была однозначным шедевром. Сейчас это просто хороший жизненный фильм. За более чем полвека общество сильно изменилось, а вот проблемы воспитания остались. Поэтому фильм хотя уже и не смотрится свежо, зато по-прежнему актуально. Сколько уже было и сколько еще будет таких трудных подростков и не понимающих их взрослых…По прошествии того же полувека после премьеры в Каннах фильм по-прежнему изучается во всех киношколах и числится среди величайших фильмов о детстве…..Кстати, в своё время кинодебют Трюффо воспринимался как манифест техники «камера-перо», подразумевавшей среди прочего свободу от ограничений, налагаемых студийными павильонами и статичной кинокамерой. Камера Трюффо так и норовит выскочить за пределы кадра, она взлетает на уровень крыши и выписывает немыслимые прежде пируэты. Массу подражаний вызвал революционный для своего времени финал, когда главный герой глядит прямо в камеру и на этом кадр застывает
…..Автобиографичность в тот период была для самого Трюффо принципиально важна. Это развивало его теоретические воззрения на авторское кино. Дуанель стал совместным творением режиссера и актера. «Он понравился мне с первого взгляда, — говорил Трюффо о Лео. — У него тоже было весьма неблагополучное детство, но он оказался агрессивнее меня и полностью изменил тон нашего фильма. Я представлял себе Антуана Дуанеля замкнутым, робким ребенком, вроде меня самого. Лео же, в отличие от меня, обладал каким-то особенным здоровьем, он мог сопротивляться…» Сопротивляться, впрочем, Дуанелю в фильме приходится не по своей воле. Он отторгнут обществом, противостоять которому не хочет, но и влиться в него не может…..Это история не восстания, но одиночества: мир не жесток к Дуанелю, он лишь равнодушен к нему. Родители заняты собой, учителям нужно только подчинение. Антуан не «подрывает устои», он все время пытается замять неприятности, проскочить незамеченным, но что бы он ни делал, становится только хуже. Из-за какой-нибудь мелочи довольно послушный мальчик, который каждый вечер накрывает на стол и выносит мусор, оказывается затянутым в воронку лжи. Сюжет фильма действует по принципу маховика. Попавшись раз на разглядывании фривольной картинки, Дуанель боится идти в школу. Прогуляв, врет учителю о смерти матери, а после разоблачения сбегает из дома. Это действует на родителей отрезвляюще и Антуану дается передышка — в сцене совместного похода в кино он абсолютно счастлив. Но маховик раскручивается снова: вдохновенно списав сочинение у любимого Бальзака, Дуанель опять попадается и сбегает уже всерьез. Кража печатной машинки из офиса и тщетные попытки ее сбыть приводят его в исправительный дом.Оказавшись в интернате для трудновоспитуемых подростков, Антуан считает это покушением на свою индивидуальную свободу — вот почему бежит оттуда, неизвестно куда, навстречу тому будущему, которое больше похоже на недосягаемую мечту, ибо в этом доме дисциплинированные взрослые навешивают на нехороших детей ярлыки: «Знаешь, кто я? – говорит Антуану новый приятель. — Я — нестабильная психопатическая личность с перверсивными наклонностями». Дуанель снова бежит – на этот раз к морю….Финал фильма, по сути, открыт в бесконечность — кажется, что юный герой будет бежать и бежать, не переводя дыхание. Но когда Антуан выбегает, наконец, к морю, то на мокром песке остаются его следы. Мальчишка приближается к набегающим, в свою очередь, на него волнам, потом поворачивает лицо к камере — и она уже в стоп-кадре фиксирует вопросительный (вопрошающий!) взгляд Антуана Дуанеля. Выход к морю — как светлая надежда автора на то, что у его лирического альтер-эго в дальнейшем всё будет хорошо…..»Четыреста ударов» — фильм, который можно понять, не имея никакого представления о французской новой волне, «Кайе дю синема» , о борьбе с «папиным кино», о триумфе до тех пор неизвестного дебютанта на каннском фестивале, и самое главное, о судьбе самого режиссёра Франсуа Трюффо, человеке, у которого были трудные отношения с матерью, который поздно узнал, что его отец — отчим, а с родным биологическим отцом так и не познакомился. Который плохо учился, убегал из дома, обнаружил задатки бунтаря против несправедливости, что не раз приводило его в стены исправительных заведений для «трудных» подростков. Всё это он пересказал в фильме. Можно не знать про Жана- Пьера Лео (актёра, сыгравшего Антуана Дуанеля), культовой личности прошедший через всю новую волну… Даже человеку, упавшему с луны фильм будет интересен, вызовет сопереживание главному герою- мальчику с непростой судьбой. Кажется, что это — романтический персонаж, который не такой, как все, бросает вызов обществу, диссидент. На самом деле это не так. Мальчик с непосредственностью, свойственной ребёнку, пытается всё время встроиться в систему. Он хочет, чтобы мама его любила, учитель хвалил. В сцене, где мать с отчимом ведут его в кино он абсолютно счастлив…..Мальчик, отражающий режиссёрское альтер эго — человек, который изначально не желает быть в оппозиции (но приходится), хочет нравиться, быть с близкими и т.д. У него вовсе нет цели быть одиноким авангардистом. Когда он поджигает дома штору, то делает это вовсе не из какого-то чувства протеста, а потому, что ставил свечку любимому писателю Бальзаку для успеха в написании злополучного сочинения. Его лучшие намерения оборачиваются смешными, но по факту, печальными последствиями….Трюффо нарочно назвал фильм «400 ударов». По — французски это название звучит довольно стёрто, пресно и серо. Кинокритики тогда писали, что режиссёр, который разнёс французскую кинематографию, сам сейчас снимает фильм под каким-то банальным названием. Трюффо свой радикализм давил и гасил cовершенно его не выпячивая. Трюффо говорил, что кино для него искусство прозаическое и что нужно снимать прекрасное, но как бы ненароком, просто так…..Весь фильм Трюффо. как бы, рисует великолепный портрет мальчика Антуана Дуанеля и в конце, мы видим лицо этого героя. Он смотрит прямо в камеру, но проникает в душу. Сейчас этот приём кажется избитым, но в 1959, когда фильм увидели зрители, это было применено чуть ли не впервуе, было мало известно и произвело сильное впечатление. Как Дуанель не гнушался списывать у Бальзака, так и Трюффо «скатывал» у классиков мирового кино, не делая из этого какой-то культурной игры с цитатами и коллажа. Да, все великие воровали и не делали из этого трагедии, но они преображали «воровство» собственным видением…..Трюффо — пример скромности в кинематографе., нет в нем бесконечного авторского топтания и необоснованного самоусложнения. Секрет успеха его фильмов в искренности и простоте. Редчайшее качество человека и режиссёра…… несомненно РЕКОМЕНДУЮ…..
400 ударов [Кинолента] — Раб Свободы — LiveJournal
Долго готовил этот пост. Причин этому не могу назвать. Главное — он готов.
Виталий Козлов
Конечно же тут есть спойлеры…
400 ударов
Если вкратце, то
а) Первая полнометражная работа Франсуа Трюффо.
б) Классический пример новой французской волны.
в) Фильм о мальчике из неблагополучной семьи.
А теперь подробности
[Спойлер]Главный герой — Антуан Дуанель, школьник 12 лет
Экспозиция
знакомство с буднями главного героя, его семьей и окружением
История начинается с того, что нам показывают урок французского языка в школе. Несколько учеников разглядывают картинки с женщинами в нижнем белье. Журнал с картинками переходит из рук в руки. И в тот момент, когда он оказывается у главного героя, учитель это замечает, отбирает журнал и ставит мальчика в угол. Ему запрещают идти на перерыв. Острое чувство несправедливости он выражает в стихотворении, написав его прямо на стене. В этом моменте видно, что у героя есть стремление к творчеству, к литературе.
Это первое знакомство зрителя с главным героем и окружающим миром. Антуан проявляет спокойный характер, он не пытается спорить с учителем, не ведёт себя агрессивно, т.е. поступает так, как поступило бы большинство. Он принимает наказание, хотя и считает его не до конца справедливым, что и выражает с помощью стихов на стене, за что получает новую порцию наказаний.
Тут можно отметить, как Антуан из одной неприятности попадает сразу же в другую. Практически каждый его поступок ведёт к последствиям, которые негативно сказываются на персонаже. Это прослеживается на протяжении всей картины.
После школы нам демонстрируют лучшего друга главного героя и их небольшой диалог, в котором Антуан обещает навешать стукачу из их класса. Это одна из закладок. Закладка на отношения персонажей, которое в дальнейшем повлияет на историю.
Далее нас знакомят с бытом семьи Антуана.
Мать всегда недовольна своим сыном, при этом она ревностно следит за своей внешностью. Придя домой, она первым делом смотри в зеркало, разглядывая появившиеся морщин. Отец главного героя — любитель автогонок, человек всегда в добром расположении духа, но при этом он не в состоянии повлиять на жену и старается всё свести к шутке. Он хорошо относится к Антуану, даёт ему денег на карманные расходы. Во время ужина идёт разговор о работе. Мама Антуана говорит о том, что начальник загружает её работой и заставляет задерживаться допоздна. Уже в этот момент начинает закрадываться мысль о похождениях налево. Ревностно следит за внешностью, агрессивно настроена к мужу и даже сыну и истории о том, что начальник требует задерживаться допоздна. Хотя, может это я очень ревнивый и подозрителен?
После ужина герои укладываются спать. Мы видим в каких неудобных условиях приходится существовать ГГ и его семье. Он спит в прихожей на старых подушках от софы.
Неблагоприятные условия и не самая благоприятная семья.
Экспозиция готова. Самое время её развивать.
Развитие
возникновение множества конфликтных ситуаций,
в которых герой принимает решения, влияющие на его дальнейшую жизнь
Развитие истории начинается с момента, когда на следующий день Антуан с другом решают прогулять уроки и отправляются развлекаться. Нам показывают, как они весело проводят время вместе. А также демонстрируют “стукача”, который подсмотрел за ними. Зрителю дают понять, что это просто так им не сойдёт, и последует наказание. Именно это решение станет ключевым, послужит стартом и запуском цепочки событий, которые приведут историю к кульминации, которой я считаю отправку в колонию.
Каждое решение главного героя исправить предыдущую ситуацию, приводит к очередной ошибке, к очередному наказанию. И с каждым разом наказание всё сильнее. Пиком станет пощёчина от смотрителя в колонии за то, что он посмел взять хлеб со стола до того, как им разрешили приняться за ужин.
Но вернёмся к развитию событий. Пока Антуан прогуливает школу, он случайно натыкается на улице на свою маму, целующуюся с другим мужчиной. Она также его замечает. Это закладывает основу к событию “Поход в кино”, которое случится дальше. Событие, которое призвано продемонстрировать на контрасте, каким могла бы быть их счастливая семья.
На следующий день в качестве оправдания он не придумывает ничего лучше, как сказать учителю, что у него умерла мать. В этот же день к отцу героя приходит “стукач” и спрашивает как здоровье его сына, ведь его не было на уроках, тем самым подставляя героя.
Родители заявляются в школу, чем шокируют учителя. Героя ждут серьёзные разбирательства. Его грозят отправить в кадетский корпус. Позже он скажет об этом своему другу, упомянув также, что хотел попасть в морской флот и увидеть море. Это ещё одна закладка. В этом фильме вообще нет ничего сказанного или сделанного просто так. Всё гармонично рассказывает историю, отражается в нынешних, прошлых или будущих поступках.
В один из вечеров Антуан заявляет, что ему нужно серьёзно поговорить. Мать воспринимает это на свой счёт. Однако выяснив, что речь идёт о будущем сына, она с облегчением выдыхает и предлагает сделку: Антуан пишет сочинение на пять, а она даёт ему деньги. После этого нам показывают эпизод, в котором герой читает Бальзака и даже вешает его портрет себе над кроватью. Снова же отсылка к тому, что у героя есть склонность к литературе. Однако его чрезмерная любовь к писателю приводит к тому, что учитель на верит герою, когда тот утверждает, что написал сочинение сам. Ставит ему неуд и выгоняет из класса.
Вслед за главным героем учитель выгоняет его друга и соседа по парте, который вступился за товарища. Эта цепочка событий приводит к бродяжничеству, т.к. герой боится показаться после такого дома. Он впервые приходит в гости к своему другу, и зритель видит, огромную разницу в материальном благополучии семей школьников. Однако благополучной семьёй их назвать нельзя. Мать постоянно пьёт, отец редко появляется дома, и ребёнком по сути никто не занимается, и при этом все проступки, за которые Антуана обязательно отчитали бы, сходят ему с рук.
Вероятно создатели фильма пытались показать этим, что благополучие семьи, в которой растёт ребёнок, совершенно не зависит от материального достатка этой семьи.
Кульминацией фильма, на мой взгляд является отправка главного героя в колонию, после того, как его поймали за воровством печатной машинки из офиса своего отца. После этого история идёт на убыль, с одной единственной вспышкой в виде пощёчины в столовой, что по сути является катализатором к побегу. А побег и есть завершение истории.
Фильм заканчивается тем, что Антуан прибегает к побережью, смотрит на море, затем поворачивается к камере.
Тем самым проводится черта истории, черта событий в жизни героя, которые привели к переменам. Я не увидел там полноценного финала, хеппи или не хеппи, не важно. Его там не было. Однако на протяжении всей картины я ощущал некую сопричастность к происходящему, мне был интересен герой, я переживал за то, как он выберется из той или иной ситуации, я радовался вместе с ним. И я ожидал, что концовка должна чётко показать, что стало с героем. Я ожидал воссоединения с семьёй, другом, или резких перемен в самом герое, я был готов даже к смерти персонажа, но этого не произошло. Режиссёр не дал нам конкретного финала и конкретного ответа, к чему привела эта история. Но лишь прочитав разбор в книге Инструменты сценариста, я уяснил, что это тот самый стиль школы новой волны. Когда зрителя оставляют с размышлениями о том, что же случится с героем дальше. Будет всё хорошо, или же нет.
Нам дают последовательность событий, которые меняют те или иные стороны жизни главного героя, нам дают саспенс, нас заставляют переживать за судьбу персонажа, и при этом не дают ответа на главный вопрос: чем всё закончилось? Остаётся недосказанность? Да, пожалуй. Но в этом, на мой взгляд, и есть сила новой французской волны. Зритель должен думать. Зритель должен обсуждать. Если этого не будет — всё зря.
[О, этот взгляд…]
Вот моё честное мнение сразу после завершения просмотра:
Очень понравилась история. Трогательная, живая с хорошей игрой актёров. Переживал за мальчика и все его злоключения в школе и семье. Восхищение от кадров побега из колонии. Бег длинной в несколько минут снят восхитительно. НЕ выглядит затянуто. Ровно столько, сколько требуется, чтобы прочувствовать стремление героя, чтобы насладиться работой оператора и постановкой кадра. И финал. И недоумение. Чувство обрыва. Вероятно следует понять, что история закончилась на моменте, когда герой попал в колонию. Это пик. И кульминация. Завершение истории — приезд в эту колонию. Но нам и дальше показывают события и действия. Отношение к заключённым, и побег. Который завершается эмоциональным обрывом. Точнее тупиком. Я не понял, как отреагировать. И, пожалуй, в этом сила картин такого жанра, такой стилистики. Эмоциональное насыщение на протяжении всего фильма, кульминация и катарсис, а затем предложение для зрителей, самостоятельно решить, что будет дальше.
Итог: 9 из 10
Рекомендую к просмотру
P.S. Конечно, я поступаю крайне непрофессионально, называя по имени лишь главного героя, но разве в этом суть?
P.P.S. 400 ударов — французское идиоматическое выражение, которое по смыслу соответствует выражению «33 несчастья»
400 ударов
400 ударов.
Наверное, этот фильм станет для кого-то настоящим открытием, захочется искать и смотреть другие фильмы, созданные в тандеме Трюффо – Жан-Пьер Лео. Уникальное явление в кинематографе: режиссёр берёт на роль в фильме 400 ударов 13 летнего мальчишку и продолжает его снимать в своих фильмах ещё двадцать лет, создав в общей сложности пять картин из жизни героя по имени Антуан Дуанель.
Название фильма “400 ударов” – это что-то наподобие русского идиоматического выражения «тридцать три несчастья». Столько, а то и больше валится на голову бедолаги Антуана. Жизнь подростка в Париже конца 50-х показана сочувственно и откровенно. Столько мест, куда хочется попасть как раз тогда, когда надо идти в ненавистную школу и слушать там учителей с наклонностями надзирателей тюрьмы.
Но мальчишки и здесь находят повод для веселья. Прогулять школу, а потом сказать, что мать напилась и сломала ногу- это самая маленькая ложь в их репертуаре. Антуан озабочен поисками денег на развлечения. Иногда он стащит их из семейной копилки, иногда выпросит у отчима. Но самое верное, это пройти в кино через чёрный ход. Все фокусы Антуан проделывает с другом, одноклассником. Друг – самый верный и надёжный в этом мире человек. Другого нет.
Мать занята только собой и своим любовником. Отец и не отец вовсе, а отчим. Он, правда, относится к Антуану гораздо лучше, чем родная мать. Но время, отпущенное на восстановление доверия сына, безвозвратно потеряно. Он словно инопланетянин в этой чужой семье, где все равнодушны друг к другу, но пытаются что-то требовать друг от друга, призывают к хорошим поступкам и действиям. Антуан выработал свой кодекс отношения с родителями – максимум вранья, сдобренного крошкой правды.
И это шаткое равновесие сохраняется до поры до времени, пока Антуан совсем уж не заврётся и не ляпнет учителю, что мать умерла, поэтому он и прогулял школу. Учитель повержен. У него даже появляются человеческие нотки в голосе. Но мать, цела и невредима, наведывается в школу, и обман раскрыт и наказание неотвратимо. Первый побег из дома и ночёвка в типографии на газетах. Потом друг приглашает поселиться в его странной, если не сказать больше, семье. Семья довольно богата или была таковой совсем недавно. Но мать спивается, а отец просиживает вечерами в клубе с сотоварищами. Никому ни до кого нет дела, поэтому одним жильцом больше, одним меньше, кому какое дело. Мальчишки наслаждаются жизнью – курят отцовские сигары и пьют его вино. И планируют, что стащить и продать. Ну, например, чучело отцовской беговой лошади в полную величину.
Останавливает её размер – слишком велика, слишком заметна. Придумывают дело попроще – проникают в фирму отчима Антуана и, улучив удобный момент, воруют печатную машинку. Помыкавшись по улицам города и не найдя куда её сбыть, они решают вернуть назад злополучную вещь. Тут уж охрана не дремлет. Вызывают отчима Антуана. Всё. Баста. Терпение родителей лопнуло, Антуана сдают в полицию.
Вы просто восхититесь, как легко во Франции отделаться от своего ребёнка. Вы говорите инспектору, что всё перепробовали, что терпение ваше лопнуло и теперь пора государству подумать о вашем чаде. А у вас своих дел полно – у вас работа, любовник (он ведь тоже требует внимания), а ещё надо успеть на автомобильные гонки за городом. Государство полно решимости взяться за перевоспитание Антуана. Вместе с проститутками его сажают в машину наподобие воронка и везут в исправительное учреждение для малолетних преступников. По лицу Антуана текут слёзы, когда он взглядом, полным горя провожает весёлый, залитый огнями Париж.
В учреждении вполне сносно. Чисто. Кормят. Бьют. Время от времени кто-нибудь сбегает на волю. Отсутствует ровно неделю, а потом, под восхищённые взгляды товарищей, возвращается в сопровождении полиции и грозит на полном серьёзе «Развлекался на воле по полной программе. Ещё убегу, вот увидите!».
Воля – как манит она и зовёт. А ведь где-то рядом море, которого никогда не видел в жизни. И проскользнув под сеткой, окружающей футбольное поле, Антуан побежал. Сначала нехотя, как бы разминаясь, как бы проверяя, нет ли кого сзади, а потом как ветер, как настоящий стайер – путь неблизкий. Вот уже виден песок, а потом чайки, первые волны и наконец, прямо в ботинках, не сбавляя скорости, он врезается в воду. Так он и застывает на экране – бегущий по морю мальчик. Бегущий от своего прошлого – в будущее.
Фильм 400 ударов стал сенсацией Каннского фестиваля и получил приз за лучшую режиссуру. Жан–Пьер Лео стал многообещающим открытием. Он не подвёл ни критиков, ни своих поклонников и честно отработал для них в последующих своих ролях.
Четыреста ударов (фильм) — это… Что такое Четыреста ударов (фильм)?
«Четыреста ударов» (фр. Les Quatre Cent Coups) — художественный фильм Франсуа Трюффо 1959 года. Является одним из основных фильмов французской новой волны. Приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
История создания
Фильм входит в цикл фильмов, объединенных одним героем, Антуаном Дуанелем. Цикл начинается полуавтобиографическим фильмом «Четыреста ударов» (Les Quatre cents coups) и продолжается в таких фильмах, как «Антуан и Колетт» (Antoine et Colette, новелла в фильме «Любовь в 20 лет», 1962), «Украденные поцелуи» (Baisers volés, 1968, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад), «Семейный очаг» (Domicile conjugale, 1970, Жан-Пьер Лео, Клод Жад), «Сбежавшая любовь» (L’amoure en fuite, 1979, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад).
Это первый полнометражный фильм Франсуа Трюффо. Для актёра Жана-Пьера Лео, сыгравшего главного героя фильма — Антуана Дуанеля, это первая заметная роль.
Фильм имел неожиданный большой международный успех с точки зрении как критики, так и кассовых сборов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.
Название
В названии использована французская идиома, которой примерно соответствуют выражения «33 несчастья» или «огонь, вода и медные трубы».
Сюжет
Фильм рассказывает о жизни Антуана Дуанеля (Жан-Пьер Лео), трудного подростка, растущего в Париже. Учителя считают его вечным источником проблем. Его мать (Клэр Морье) и отчим (Альбер Реми) заняты своими проблемами и не могут повлиять на Антуана. В школе учитель наказывает подростка. Он с приятелем все чаще пропускают школу.
Награды
Фильм получил множество наград, включая приз Каннского кинофестиваля 1959 года за «Лучшую режиссуру». Также он был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
В ролях
- Альбер Реми (отчим Антуана)
- Клод Монсар
- Робер Бювэ
- Ивонн Клоди
- Жорж Фламан
- Патрик Оффэй
- Ги Декомбль
- Жан-Пьер Лео (Антуан Дуанель)
- Жак Моно
- Клэр Морье (мать Антуана)
Съёмочная группа
Ссылки
«400 ударов» Франсуа Трюффо (1959)
Название
Английское название является прямым переводом французского, но не имеет значения, поскольку французское название относится к выражению «faire les quatre cents coups», что означает «поднять ад». На первых американских снимках субтитр и дублер Ноэль Гилмор дали фильму название «Дикий овес», но дистрибьютору это название не понравилось и он вернул его к 400 ударов , что заставило некоторых подумать, что фильм охватывает тему телесное наказание.
Темы
Полуавтобиографический фильм, отражающий события из жизни Трюффо и его друга, его стиль соответствует личной истории французского кино Трюффо — в первую очередь, сцена, полностью заимствованная из фильма Жана Виго «Зеро де проводник». Он посвящен человеку, ставшему его духовным отцом, Андре Базену, который умер как раз перед съемками фильма.
Помимо исследования персонажей, фильм разоблачает несправедливость обращения с несовершеннолетними правонарушителями во Франции в то время.
Ресепшн
Фильм получил широкое признание и получил множество наград, в том числе награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 1959 года, премию критиков Нью-йоркского кружка кинокритиков 1959 года и премию за лучший европейский фильм в Бодиле в 1960 году. Награды. Он был номинирован на лучший оригинальный сценарий на 32-й церемонии вручения премии Оскар. В настоящее время фильм имеет очень редкую оценку 100% свежести на тухлых помидорах, основанную на 48 обзорах.
Фильм входит в первую десятку списка BFI из 50 фильмов, которые вы должны посмотреть к 14 годам.
Наследие
Трюффо снял еще четыре фильма с Лео, изображающими Антуана на более поздних этапах его жизни. Он встречает свою первую любовь, Колетт, в фильме «Антуан и Колетт», который стал вкладом Трюффо в антологию «Любовь в двадцать» 1962 года. Он влюбляется в Кристин Дарбон (Клод Джейд) в Stolen Kisses . Он женится на Кристине в Постели и Правлении, но пара рассталась в любви в бегах.
Кинорежиссеры Акира Куросава, Луис Бунюэль, Сатьяджит Рэй, Жан Кокто, Карл Теодор Дрейер, Ричард Лестер и Норман Джуисон назвали 400 ударов одним из своих любимых фильмов.Куросава назвал его «одним из самых красивых фильмов, которые я когда-либо видел».
Фильм занял 29 место в списке «100 лучших фильмов мирового кино» журнала Empire в 2010 году.
Источник: Wikipedia
.
Entrevistas, edição Definitiva Франсуа Трюффо
«Упрекать Хичкока в том, что он специализируется на саспенсе, — значит обвинять его в том, что он наименее скучный из создателей фильма; это также равносильно обвинению любовника, который вместо того, чтобы сосредоточиться на собственном удовольствии, настаивает на том, чтобы разделить его со своим партнером. Природа кино Хичкока состоит в том, чтобы полностью поглощать аудиторию, чтобы арабский зритель забыл скорлупить орехи, француз проигнорировал девушку на соседнем месте, итальянец приостановил свое постоянное курение, компульсивный кашель воздержался от кашля, и шведы прервут свои занятия любовью в проходах.”
Франсуа Трюффо и Альфред Хичкок
Франсуа Трюффо, сам по себе известный кинорежиссер, убедил Альфреда Хичкока дать интервью, которое охватит период его карьеры до 1966 года. Они записали более пятидесяти часов пленки. несколько дней и вот эта книга. Он написан в форме интервью, благодаря чему создается ощущение теннисного матча, когда читатель на самом деле поворачивает голову от одного человека, говорящего к другому, который отвечает.
Это до абсурда хорошо.
Я потерял сон более чем на одну ночь, потому что просто не мог отложить это … еще одну главу, я бы успокоил ту часть мозга, которая хотела спать. Книга полна фотографиями из его фильмов, а также работы Хичкока на съемочной площадке. Даже если кто-то не хотел читать книгу, что было бы досадно, одни только картинки стоят этой книги.
»Во время голливудской пресс-конференции в 1947 году Альфред Хичкок заявил:« Я стремлюсь доставить публике благотворные потрясения.Цивилизация стала настолько защищающей, что мы больше не можем инстинктивно вызывать мурашки по коже. Единственный способ избавиться от оцепенения и восстановить наше моральное равновесие — это использовать искусственные средства, чтобы вызвать шок. Мне кажется, лучший способ добиться этого — это посмотреть фильм ».
Мой сын готовится через несколько недель поступить в Канзасский университет по специальности история и минор в кино. Он всегда интересовался фильмами, но в основном недавними фильмами, так что этим летом под прикрытием…. ну, конечно, если вы собираетесь изучать кино, вы не можете приходить на занятия, не увидев, по крайней мере, самых важных фильмов Хичкока. Я убедил его поехать со мной в тур по саспенсационным фильмам. Оказывается, это фишка от старого блока. Первый фильм Хичкока, который я когда-либо видел, был Птицы .
Это меня до чертиков напугало.
Не знаю, сколько мне было лет, но, вероятно, идеальный возраст для того, чтобы хоть немного исказить мой разум, испытав это ужасающее зрелище птиц, этих существ, которых мы видим каждый день, которые без какой-либо определенной причины решили начать нападать на людей.Я думала, что Типпи Хедрен была самой красивой женщиной в мире, пока не увидела Грейс Келли в фильме « Заднее окно ».
* вздох *
Чувствовал ли кто-нибудь еще желание ударить Джимми Стюарта по голове каждый раз, когда он пренебрегал Грейс Келли?
Мне было очень приятно смотреть, как мой сын смотрит эти фильмы. Знаменитая сцена, когда Грейс Келли находится в квартире убийцы в поисках улик, и мы видим, как убийца возвращается, вероятно, все еще остается одним из самых напряженных моментов в истории кинематографа.Мой сын приподнял одну ногу, прижался лицом к колену и приложил руку к другой стороне лица, как будто защищаясь от удара. Его глаза, конечно, были прикованы к экрану. У жены Джозефа Коттена была аналогичная реакция.
Альфред Хичкок Конечно, когда персонаж привлекателен, как, например, Грейс Келли в «Окно в зеркало», эмоции публики сильно усиливаются. На самом деле, я сидел рядом с женой Джозефа Коттена на премьере фильма «Окно в задний двор», и во время сцены, где Грейс Келли проходит через комнату убийцы и он появляется в холле, она была так расстроена, что повернулась мужу и прошептала.«Сделайте что-нибудь, сделайте что-нибудь!»
Я не могу придумать лучшего комплимента режиссеру, чем видеть аудиторию, настолько увлеченную вашим фильмом, что они чувствуют себя В фильме.
Хичкок славился своими блондинками. Я уже упоминал Типпи Хедрен и Грейс Келли, но была еще Джанет Ли в Psycho . Были дискуссии о том, чтобы снимать этот фильм в цвете, а не в черно-белом, но, к счастью для нас, Хичкок решил остановиться на черно-белом.Он снял сцену, от которой весь мир боялся принять душ. Детали впечатляющи и были бы потеряны в ярких брызгах крови, если бы присутствовал цвет. Его ведущие дамы были элегантными и утонченными, что делало сюжет еще более напряженным, поскольку их обстоятельства становились все более опасными. Хичкок объясняет свои взгляды на своих ведущих леди.
Хичкок: Секс на экране должен вызывать тревогу, я чувствую. Если секс слишком откровенен или очевиден, нет ничего неизвестного.Знаешь, почему я предпочитаю в своих фильмах изысканных блондинок? Нам нужны гостиные, настоящие дамы, которые становятся шлюхами, оказавшись в спальне. У бедной Мэрилин Монро на лице написан секс, да и Брижит Бардо тоже не такая уж тонкая.
Truffaut: Другими словами, что вас интригует, так это парадокс между внутренним огнем и прохладной поверхностью.
Hitchcock: Определенно, я думаю, что самые интересные в сексуальном плане женщины — это англичанки. Я чувствую, что англичанки, шведки, северные немцы и скандинавы намного интереснее, чем латыни, итальянки и француженки.Секс не следует афишировать. Англичанка, похожая на школьную учительницу, может сесть с вами в такси и, к вашему удивлению, вероятно, расстегнет мужские штаны.
Хичкок и Трюффо обсуждают каждый фильм. Одна точка в одном фильме перемещает их в другую точку другого фильма. Хичкок очень откровенно говорит о том, что он сделал неправильно, и когда он был прав, а когда все остальные ошибались. Они обсуждают нюансы, которые, хотя я несколько раз смотрел фильм, никогда не замечал.Например: в Shadow of a Doubt , когда Джозеф Коттен прибывает в город на поезде, из дымовой трубы выкипает черный дым, как если бы он возвещал о прибытии Дьявола.
В конце фильма, когда поезд покидает станцию, дым белый. Прочитав эту книгу, вы получите больше удовольствия от пересмотра его фильмов. Если вы не видели многие из его фильмов, обязательно избегайте сносок, в которых обсуждаются сюжеты обсуждаемых фильмов.
Смотреть эти фильмы с сыном — значит цитировать рекламу Mastercard… бесценно. TCM посвящает сентябрь месяц Хичкоку, и мне хотелось бы, чтобы Калеб все еще был дома, чтобы смотреть их со мной, но мы будем согласовывать, какие фильмы обязательно смотреть, с его школьным расписанием, моим рабочим графиком и обсуждениями. у нас потом все равно будет … бесценно.
Если вы хотите увидеть больше моих последних обзоров книг и фильмов, посетите http://www.jeffreykeeten.com
У меня также есть страница блоггера в Facebook по адресу: https: //www.facebook.com/JeffreyKeeten
.