Китайский квартал / Chinatown (1974)
Полнометражный фильм («Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Чайнатаун» / «Чайна-таун» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 130 минут.
Режиссёр Роман Полански («Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Роберт Таун (премии «Оскар» и «Золотой глобус»), Роман Полански (без указания в титрах).
Композитор Джерри Голдсмит (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Операторы Джон Э. Алонзо (номинация на «Оскар»), Стэнли Кортес (без указания в титрах).
Также номинации на «Оскар»: Ричард Зилберт, У. Стюарт Кэмпбелл, Руби Р. Левитт (художники-постановщики), Антеа Зилберт (художник по костюмам), Чарльз Грензбах, Ларри Джост (звук), Сэм О’Стин (монтаж).
Жанр: драма, детектив, триллер
Краткое содержание
Дж.Дж. Гиттес (Джек Николсон, «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), или просто Джейк, который, уйдя с должности помощника районного прокурора в китайском квартале Лос-Анджелеса, возглавляет частное сыскное агентство, соглашается по поручению Эвелин Малрэй (Дайан Ладд) проследить за её мужем — руководителем городского Департамента водоснабжения и энергетики Холлисом Ай. Малрэем (Даррелл Зверлинг), подозреваемым супругой в измене. Спустя время Холлиса находят мёртвым, а в офис к Джейку заявляется женщина (Фэй Данауэй, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), заявляющая, что именно она — настоящая миссис Малрэй…
Также в ролях: Джон Хьюстон (Ной Кросс, номинация на «Золотой глобус»), Перри Лопес (лейтенант Лу Эскобар), Джон Хиллерман (Русс Элбёртон), Рой Дженсон (Клод Малвихилл), Роман Полански (человек с ножом), Ричард Бакалян (детектив Лоуч ), Джо Мантелл (Лоуренс Уолш), Брюс Гловер (Даффи), Нанду Хиндс (Софи), Джеймс О’Реа (адвокат), Джеймс Хонг (Кан), Берт Янг (Кёрли), Элизабет Хардинг (жена Кёрли).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.04.2015
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Последнее китайское предупреждение
В отличие от Роберта Олтмена, по-настоящему долго (в полном соответствии с названием своей глумливой ленты) прощавшегося с мифами и штампами «чёрного фильма» годом ранее, Роман Полански и Роберт Таун не стали сводить счёты с, пожалуй, ведущим голливудским жанром 1940-х – первой половины 50-х. Кинодраматург, начинавший под чутким руководством Роджера Кормана, хотя и не взял за основу что-то из прозы Чэндлера или Хэмметта, написал объёмистый (свыше ста восьмидесяти страниц в первоначальном варианте) сценарий, тщательно воспроизведя многосложные и таящие неприятные сюрпризы перипетии романов т.н. «крутой», или «жестокой», школы. Любопытно, что его версия подверглась коренной переработке, в том числе сокращению, совместными усилиями с режиссёром, однако не только принесла Роберту заслуженную премию «Оскар»1, но и постепенно – стала традиционным предметом изучения в американских киношколах. Это действительно превосходный пример скрупулёзного, внимательного к мелочам выстраивания сюжета, в котором нет случайностей, а любая деталь (допустим, солёная вода, разрушающе воздействующая на линзы очков) если и не оказывается уликой в буквальном смысле слова, всё равно – крайне важна для понимания сути происходящих событий. Так, почти не сомневаешься в том, что, отпустив с миром Кёрли, клянущегося расплатиться за разоблачительные снимки жены, Джейк обратится к бедняге в самый ответственный момент, и, тем более, в том, что опыт работы в китайском квартале, оставивший неизгладимые впечатления и позволивший обзавестись полезными связями, ещё пригодится сыщику.
Частный сыщик не сдаётся
Сразу обращает на себя внимание знаменательное во всех отношениях приглашение Джона Хьюстона на роль Ноа Кросса, являющегося, как постепенно выясняется, давним деловым партнёром и тестем покойного инженера, причину выборочного инспектирования которым городских запруд и каналов настойчиво пытается постичь детектив. Постановщик первого официального и, возможно, лучшего нуара «Мальтийский сокол» /1941/ позднее первым же (в ленте «Посрами дьявола» /1953/, тоже с участием Хамфри Богарта) подверг ироничному, почти пародийному переосмыслению каноны специфического жанра – и, разумеется, не мог остаться в стороне от опыта по формированию эстетики neo-noir. Дополнительному напряжению в отношениях персонажей-антагонистов способствовало то обстоятельство, что Джека Николсона связывал роман с юной Анжеликой Хьюстон, которая, по «забавному» совпадению, посетила съёмочную площадку, когда готовилась сцена разговора Джейка с мистером Кроссом, гневно выяснявшим, состоит ли тот в интимных отношениях с его дочерью. Рядом с мэтром, пугающе убедительным в каждом жесте магната, знающего о своём безграничном могуществе и мыслящего исключительно глобальными категориями, Роман отвёл себе функции мелкой сошки – посланника сильных мира сего, весьма оригинально (почти дословно реализовав метафору) предупреждающего Гиттеса о том, что не следует совать любопытный нос в чужие дела. Наконец, не иначе как происками злого рока (прямо-таки по закону «чёрного фильма»!) следует расценивать тот факт, что совсем скоро исполнитель ведущей партии оказался почти в такой же ситуации, как измученная Кэтрин, не ведающая, кем ей на самом деле приходится Эвелин: матерью или старшей сестрой…
Джейк и Эвелин
Всё вышеописанное можно было бы счесть авторскими розыгрышами, изысканными кинематографическими шутками с привкусом «чёрного юмора», попыткой издали подступиться к зарождавшемуся тогда в недрах культуры постмодернистскому миросозерцанию. Однако режиссёр не случайно впоследствии уточнял2, что «в отличие от Боба Эванса, который видел фильм как сознательное подражание чёрно-белым картинам 30-х в стиле «ретро», я считал, что это должна быть картина о 30-х годах, увиденная камерой 70-х». Изобразительным решением3 дело, понятно, не ограничивается. Едва уловимая мрачная ирония, довлевшая в классических образчиках, являвшаяся важной составной частью атмосферы лжи и предательства, в которую вынужденно погружался частный сыщик, приобретает новое качество. Ни у Поланского, ни у Тауна сразу не было сомнений относительно кандидатуры Николсона, который, думается, именно образом злополучного детектива подвёл черту под принёсшим славу типажом бунтаря, рождённого в Системе, всеми силами пытающегося бороться с ней и неизбежно терпящего поражение. Очень важно, что кинематографисты не выдумали интригу, а обратились к подлинным скандалам периода Великой депрессии, вошедшим в историю штата под условным наименованием «Калифорнийские войны за воду», – вплоть до прозрачных намёков на разрушение плотины Сент-Франсис, унёсшее свыше 450 жизней, и личность Уильяма Малхолланда, послужившего прототипом Малрэя. Проникая вслед за въедливым Джейком в тонкости теневых махинаций, зритель начинает понимать, что авторы стремятся передать сам принцип функционирования западного общества (марксовы «производственные отношения») того периода, когда крупный бизнес не просто сращивался с государственными институтами, а цинично делал последние выразителями собственных интересов. Речь не о банальном подкупе полиции: в частном, по сути, владении оказываются жизненно важные ресурсы целых районов, а высокопоставленный чиновник на поверку раскрывается теневым дельцом, использующим полномочия для персонального обогащения. Вернее, для концентрации власти… «Будущее, мистер Гиттс. Будущее», – отвечает Кросс, привычно коверкая фамилию гостя, на наивный вопрос, зачем всё это нужно индивиду, давно ни в чём не нуждающемуся, не способному потратить присвоенные богатства и за несколько жизней. Имя финансового воротилы должно свидетельствовать о широте и благородстве его намерений – чуть ли не о желании спасти (подобно библейскому Ною) основы беспечной цивилизации от надвигающегося всемирного потопа. Но постыдные признания Эвелин навевают горькие ассоциации с совсем другим, древнегреческим мифом – мифом об Эдипе, и расследование оборачивается не менее пронзительной трагедией, чем у Софокла. «Забудь это, Джейк. Это китайский квартал», – но очевидная истина является слабым утешением для человека, потерявшего женщину, которую, возможно, успел полюбить, и осознающего полное бессилие перед злом.
.
__________
1 – К сожалению, реализовалась лишь одна из одиннадцати (!) номинаций.
2 – См. выдержки из автобиографии «Роман», опубликованные в журнале «Искусство кино» (№№ 6-12 за 1996-й).
3 – На что, вероятно, ушла большая часть бюджета в $6 млн., но и коммерческий успех ($12,4 млн. прокатной платы) оказался ощутимым.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Фильмы дилогии:
Китайский квартал / Chinatown (1974)
Два Джейка / The Two Jakes (1990)
Материалы о фильме:
Бессмертный Андрей. Подлинное досье кинодетектива // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 38-45.
Черненко М. Прыжки через стену, или Пасынок и баловень судьбы // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 4. – С. 11-14.
Рейзен О. Профессия: диктатор // Видео-Асс SUNRISE. – 1994, № 1. – С. 16-17.
Цыркун Нина. Путешествие в «Серебряный век» // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 36-43.
Материалы о фильме (только тексты)
Китайский квартал (фильм, 1974) — смотреть онлайн в хорошем качестве HD (720)
Одним жарким калифорнийским днём женщина приходит в детективное агентство, называет себя Эвелин Малрэй и нанимает Джейка Гиттеса (Джек Николсон) со вполне ожидаемой просьбой: отследить, не изменяет ли ей муж – Холлис Малрэй. Гиттес охотно берётся за дело. И хотя расследование почти сразу приводит его к прекрасной незнакомке и предположительной любовнице, всё оказывается не так просто. Дело вовсе не в любовнице, одна за другой, улики явно указывают на то, что Малрэй, главный инженер сетей водоснабжения Лос-Анджелеса, заинтересовал рыбу покрупнее. Гиттес ходит по острию: обман, коррупция, смерть, король, пешки и пленительная миссис Малрэй. Нужно срочно выпутываться, но, кажется, уже поздно. Остается только поостеречься ловушек и отдаться на волю страсти, тем более, что декорации 1930-х к этому отлично располагают.
Сюжет
Лос-Анджелес, 1937 год. К частному детективу Джейку Гиттесу (Джек Николсон) за помощью обращается богатая красавица, представившаяся как Эвелин Малрэй (Фэй Данауэй). Она уверена, что её муж Холлис (Даррел Зверлинг) крутит роман на стороне. Женщина хочет найти доказательства его измены.
Мистер Малрэй является главой департамента снабжения города. Гиттес садится ему на хвост, прослушивает его разговоры и делает несколько фотографий мужчины с молодой женщиной, совсем с не с миссис Малрэй. На следующий день эти снимки появляются на страницах одной из центральных газет. Дело сделано.
Вот только в офис к Гиттесу приходит другая женщина. Она говорит, что это она Эвелин Малрэй. Кто же тогда приходил к детективу ранее? Сам того не ведая, Гиттес оказывается втянут в опасную череду скандалов, махинаций и коррупции. Было бы здорово выбраться из этой передряги живым, но будет непросто.
Причины посмотреть
▪ Один из наиболее известных англоязычных фильмов Романа Полански.
▪ Культовая роль Джека Николсона, находящегося на пике своей карьеры.
▪ Увлекательнейшее расследование супружеской измены, которое приводит частного детектива к неожиданным выводам.
▪ Классический неонуар: расследование, роковая женщина, пиджаки, шляпы и тайны.
▪ Запутанный, но интригующий сюжет; настоящая головоломка.
▪ Инфернальные бездны Лос-Анджелеса.
▪ Золотой фонд мирового кино.
▪ Прекрасная работа Роберта Тауна, одного из ключевых сценаристов Нового Голливуда.
Интересные факты
▪ Премьера картины состоялась 20 июня 1974 года, когда фильм вышел в американский прокат.
▪ При бюджете 6 миллионов долларов «Китайскому кварталу» удалось собрать в мировом прокате более 29 миллионов долларов.
▪ В 1975 году фильм был номинирован на 11 премий «Оскар», но победу он смог одержать лишь в одной категории — за лучший оригинальный сценарий. Награду получил Роберт Таун. В тот год большинство наград в главных номинациях забрал фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец 2».
▪ Полански и Таун очень долго спорили по поводу концовки фильма. Победу в этом противостоянии одержал родившийся в Европе режиссёр.
▪ В 1975 году фильм был номинирован на премию «Золотой глобус» в 7 категориях. «Китайский квартал» победил в 4 из них: «Лучший фильм-драма», «Лучшая режиссёрская работа» (Роман Полански»), «Лучшая мужская роль — драма» (Джек Николсон) и «Лучший сценарий» (Роберт Таун).
▪ В 1991 году фильм был внесён в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки.
▪ В 2008 году журнал Empire составил список из 500 лучших картин в истории кино. «Китайский квартал» занял в нём почётное 13-е место.
▪ В 1990 году на экраны вышел сиквел «Китайского квартала» под названием «Два Джейка». Сценарий к фильму написал Роберт Таун, а главную роль, как и в оригинальной картине, исполнил Джек Николсон. Он же выступил режиссёром ленты.
▪ Композитор Джерри Голдсмит сочинил саундтрек к фильму всего за 9 дней.
▪ Героя Джека Николсона зовут Джейк Гиттес. Он получил такое имя в честь актёра и продюсера Гарри Гиттса.
«КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ» (Chinatown) США. 1974. 131 минута. Режиссёр Роман…: kinanet — LiveJournal
Авторы сценария Роберт Таун (Robert Towne) и не указанный в титрах Роман Полянский (Roman Polanski)
Оператор Джон Алонсо (John Alonzo)
Главный художник Ричард Силберт (Richard Sylbert)
Художник У. Стюарт Кэмбелл (W. Stewart Campbell)
Композитор Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith)
В ролях: Джек Николсон (Jack Nicholson), Фэй Данауэй (Faye Dunaway), Джон Хьюстон (John Huston), Перри Лопес (Perry Lopez), Джон Хиллермен (John Hillerman), Дэррел Зверлинг (Darrell Zwerling), Дайэн Лэдд (Diane Ladd), Рой Дженсон (Roy Jenson), Роман Полянский (Roman Polanski), Ричард Бакалян (Richard Bakalyan), Джо Мантелл (Joe Mantell)
Премии: «Оскар» за сценарий (Роберт Таун), 4 «Золотых глобуса» — за лучшую драму, режиссуру, сценарий и главную мужскую роль в драме, 3 приза БАФТА — за режиссуру, сценарий (Роберт Таун — также за «Последний наряд» / Last Detail) и главную мужскую роль (Джек Николсон — также за участие в «Последнем наряде»), «Бодиль» в Дании за лучшую неевропейскую ленту, включён в 1991 году в Национальный регистр фильмов
Кассовые сборы — $29,2 млн. (в пересчёте по состоянию на 2007 год — $105,7 млн.)
Посещаемость — 15,6 млн. зрителей
Оценка — 9 (из 10)
Триллер, чёрный фильм
Эта картина в момент своего появления хоть и не была оценена в должной мере (номинировалась на 11 «Оскаров», получила же только один — за сценарий Роберта Тауна, который воспроизводит типичные сюжетные ходы романов Дэшиела Хэммета и Рэймонда Чэндлера, а также их экранизаций), однако пользовалась успехом в прокате: бюджет в размере $6 млн. оказался превзойдённым почти в пять раз. И только впоследствии сами американцы признали усилия заезжего режиссёра Романа Полянского по возрождению в 70-е годы жанра «чёрного фильма», который пережил пору расцвета в 40-е годы. Теперь-то «Китайский квартал» имеет высокий рейтинг в imdb — 8,5 (из 10), а по опросу Американского киноинститута, проведённому в 2007 году, занял чересчур высокое место (21-е) среди ста произведений всех времён и народов.
Сложная, запутанная интрига (лос-анджелесский частный детектив Джейк Гиттес нанят богатой молодой женщиной Эвелин Малрей для расследования мелкого, но подозрительного дела, а в результате вмешивается по-крупному, упорно вскрывая махинации по спекуляции земельными участками и водой), а главное — мрачные тайны, скрытые за фасадом спокойствия и благополучия. Намеренное сгущение красок в обрисовке атмосферы загадочности и тревожного ожидания. Обязательная тема рока, который довлеет над людьми, неотступно преследует их и не оставляет никакой надежды даже неунывающему, всегда блещущему «чёрным остроумием» наёмному сыщику, который побеждает профессионально, но проигрывает в любви и вообще в жизни…
Все эти атрибуты стиля film noir присутствуют в работе Романа Полянского: прежде всего — мотив рока, злой судьбы, навязчивая идея героя о неизбежном поражении в Богом проклятом китайском квартале (кстати, фраза «Забудь, Джейк, это же китайский квартал» дважды входила по опросам в сотню лучших экранных афоризмов). Но ведь враждебность города, квартала, дома и даже квартиры (чаще не своей, а снимаемой у кого-то) — вообще постоянный рефрен картин польского режиссёра, снимающего в разных странах мира.
В «Китайском квартале» не только тщательно воссоздана среда 30-х годов, но и используются различные культурные, кинематографические аллюзии, отсылки, напоминания. Джек Николсон в одной из лучших ролей должен вызвать в памяти образы, созданные Хамфри Богартом в «чёрных фильмах». Фэй Данауэй воплощает тип «роковой женщины», которая несёт проклятие другим и сама расплачивается за свою роковую судьбу. Джон Хьюстон, играющий здесь главу семейного клана и преступного синдиката, — один из родоначальников данного жанра, который поставил в 1941 году ленту «Мальтийский сокол». Наконец, появление в эпизоде самого Полянского (в роли бандита с ножом) соответствует хичкоковской традиции обязательного присутствия автора среди героев.
# по каталогу | Исполнитель | Название (Формат) | Лейбл | # по каталогу | Страна | Год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ABDP-848 | Jerry Goldsmith | credits a):not(.artist_in_title a)»> | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50-14.141 | Jerry Goldsmith | Banda Original De Sonido De La Pelicula Paramount «Barrio Chino» (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2C 064-96. 057 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Bande Sonore Originale Du Film) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ABC 848 H | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (8-Trk, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
255 092-1 | Jerry Goldsmith | credits a):not(.artist_in_title a)»> | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1C 056-96 057 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3C 064-96057 | Jerry Goldsmith | credits a):not(.artist_in_title a)»> | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ABDP-848 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ABDP-848 | Jerry Goldsmith | credits a):not(.artist_in_title a)»> | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ABCL 5068 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
L 35319 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
L 35319 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ABDP-848 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
SMY-1006 | Jerry Goldsmith | チャイナタウン = Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album, Ltd, RE) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
304.0049 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Trilha Sonora Original Do Filme) (LP, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
SWX-7087 | Jerry Goldsmith | チャイナタウン = Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album, RE) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VSD-5677 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (CD, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
CVVC-8010 | Jerry Goldsmith | チャイナタウン = Chinatown (Original Soundtrack) (CD, Album) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VCL 0512 1129 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (CD, Album, Club, Ltd, RE) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ISC 350 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Music From The Motion Picture) (CD, Album, RE, RM, Exp) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
CINE 807 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album, Ltd, RE, RM, Gol) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
CINE807LP-BLACK | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album, RE) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ABDP-848 | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (LP, Album, RE) | Продать эту версию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
none | Jerry Goldsmith | Chinatown (Original Motion Picture Soundtrack) (CDr) | Продать эту версию |
Chinatown (1974 film). Китайский квартал: nicolaitroitsky — LiveJournal
- Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky
Category:
Режиссер Роман Полански. Жанр этого фильма определен как «нео-нуар». Нео — видимо, потому, что нет хэппи-энда, и порок не наказан. А порок еще какой! Помимо обычных злоупотреблений и мошенничества, еще и инцест. Впрочем, не хочу рассказывать сюжет, он лихо закручен.
Хорош Джек Николсон, в кои-то веки более-менее положительный персонаж, великолепен Джон Хьюстон, знаменитый кинорежиссер, в небольшой, но значимой роли папаши Кросса.
Ну и всё. Фильм смотрится хорошо, но он какой-то сухой, кроме сюжета и фабулы, в нем ничего нет. Ни особых чувств, ни мыслей, ни глубокого содержания, так как социальная критика нехороших богатеев — это не содержание, это банальность.
А самое смешное — что Chinatown не имеет почти никакого отношения к сюжету фильма, разве что косвенное, и с какого бодуна он в названии, непонятно. Видимо, для привлечения внимания.
Еще
Мое кино
Пост сквозь годы. Альбац и коитус
Предыдущий пост сквозь годы Невероятный бред, который на полном серьёзе обсуждали в эфире известной радиостанции две почтенные матроны — профессор…
Пост сквозь годы. «Израильская военщина известна всему свету»
Предыдущий пост сквозь годы К ответу я, правда, не требовал, ни как мать, ни как отец. Не помню, что за информационный повод был для этой записи.…
Собянин — урнинг
Не буду расшифровывать, кого называл урнингами достопочтенный Василий Васильевич Розанов, наш мэр разве лишь косвенно относится к данной категории…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Chinatown (1974) — IMDb
Есть слово, которое невозможно записать по буквам, которое описывает выравнивание солнечных тел, таких как планеты, когда они все вместе встают на свои места. Подобным словом можно описать и этот фильм. Все в этом правильно. Полански никогда не снимал лучшего фильма. Исполнители, вплоть до человека с самой низкой атмосферой, великолепны. Монтаж, партитура, звук, декор, диалог — все почти безупречно. Фотография бесподобна. Белые садовые апартаменты, терракотовая черепица, пальмы и песок пустыни — все окрашено слабым золотом, слегка спелым от ложного обещания, как апельсины, которые отскакивают от отчаянно мчащейся машины Гиттеса в северо-западной долине.
Полански заслуживает большой похвалы. Когда Гиттес удивляет Эвелин Малрэй в ее машине, после того, как он следует за ней до дома ее дочери, ее лицо наклоняется вперед и коротко пищит. Затем мы слышим слабый лай нескольких собак на заднем плане. Мало того, что сама сцена изящно сделана, но и является прообразом финала, как и ранее сделанное Эвелин замечание Гиттеса о том, что у нее есть изъян в ее радужной оболочке. Фильм слишком хорош, чтобы заслуживать серьезного анализа. Стоит многократное наблюдение. Если в этом что-то не так, так это серьезный и трагический финал, на котором всегда настаивает Полански.В данном случае Роберт Таун был прав, а Полански — неправ. В этом фильме все сошлось. Это не только лучший детектив из когда-либо созданных; это один из лучших фильмов, когда-либо созданных — точка. Замечательная работа для всех.
Я должен добавить (27.06.05), что слово, которое я упомянул в первом предложении, написано «сизигия». Чувак, я получил по этому поводу поучительное письмо. С таким же успехом я мог бы добавить к этому фильму еще две впечатляющие особенности. (1) Поланкси не торопится. Пример: Гиттес пробирается в офис Холлиса Малрэя и начинает рыться в ящиках своего старомодного деревянного стола.Выдвигая каждый ящик, Поланкси показывает нам их банальное содержимое (чековые книжки, увеличительное стекло и т. Д.), И мы почти чувствуем запах тепла и запах шеллака и опилок, исходящие от деревянных контейнеров. В данном случае содержание не раскрывает ничего важного. Но (2) иногда всплывает нерелевантная информация, которая позже резонирует с собственным эхом в фильме. Деталь может быть просто словом («яблочко») или обычным предметом (пара очков, найденная в пруду сразу после того, как Гиттес имитирует замечание японского садовника о том, что вода вредна для «стекла».Некоторые из ссылок могут быть настолько последовательными, что составляют тему (вода). Ничто из этого не поражает вас своей значимостью. Все очень аккуратно сшито вместе.
Обзор фильма в Чайнатауне и краткое содержание фильма (1974)
В его центре, конечно же, находится сам глаз: Джей Джей Гиттес, умеренно преуспевающий в результате расследований супружеской измены. Он не вечно разорившийся одиночка, как Филип Марлоу, живущий в запущенном офисе и покупающий себе выпивку вне офиса бутылка.Он успешный следователь, у него два человека, он хорошо одевается, цивилизован и умен. Однако он обладает двумя незаменимыми качествами, необходимыми для любого традиционного частного сыщика. Он глубоко цинично относится к человеческой природе, у него есть личный кодекс, и он его придерживается.
Есть также, конечно, женщина, которая обращается к частному сыщику за помощью, но не до конца раскрывает ему всю глубину своей проблемы. Есть и другие неизбежные составляющие хорошо продуманного сюжета частного сыщика, усовершенствованного Рэймондом Чандлером и Дашиеллом Хэмметом и практикованного Россом Макдональдом.Есть отец женщины и скелеты в их семейном шкафу, и то, как совершается преступление, может вернуться к прошлому преступлению.
Эти сюжеты работают лучше всего, когда они сначала кажутся невероятно сложными, а затем заканчиваются водонепроницаемой логикой, и сценарий Роберта Тауна для «Чайнатауна» делает это с непревзойденным мастерством. Но весь фильм — это демонстрация силы; это старинный фильм, со всеми подходящими автомобилями, одеждой и реквизитом, но мы забываем об этом по прошествии первых десяти минут.Мы оказались втянутыми в паутину тайн фильма, как и всегда с лучшими рассказами частного сыщика, написанными или снятыми. Мы заботимся об этих людях и хотим видеть, что с ними происходит.
И все же, в то же время, Полански настолько чувствителен к способам создания фильмов этого жанра 1930-х годов, что мы почти смотрим критическое эссе. Годар однажды сказал, что единственный способ сделать рецензию на фильм — это снять другой фильм, и, возможно, именно это и сделал здесь Полански. Он проницательно и с любовью прокомментировал своего рода фильм и время в истории страны, которые давно прошли.«Китайский квартал» — это почти урок о том, как испытать такой фильм.
Это также триумф актерского мастерства, особенно Джека Николсона, который является одним из самых интересных актеров, которые сейчас работают, и который сыграл одну из своих лучших ролей. Он населяет характер Дж. Дж. Гиттесу нравится вторая кожа; одержимость настолько тотальна, что в фильме есть сцены, где у нас почти телепатия; мы знаем, о чем он думает, поэтому ему не нужно нам рассказывать. Он верен женщине, но в нескольких случаях появляются улики, которые, кажется, инкриминируют ее.И затем он должен отступить, потому что его код не допускает клиентов, которые ему лгут. Почему он такой (в действительности, даже тот факт, что он такой), Николсон сообщает почти исключительно в том, как он играет персонажа; диалог не нужен, чтобы подчеркнуть суть дела.
Чайнатаун (1974) — OU MyMedia
Чайнатаун (1974) — превосходный, частный детектив-детектив и современный триллер нуар . Его оригинальный, отмеченный наградами сценарий Роберта Тауна — это возврат к лучшему голливудскому фильму нуар , написанному пером Дашилла Хэммета и Раймонда Чендлера 30-х и 40-х годов.Фильм представляет собой искусную смесь тайны, романтики, саспенса и крутых элементов жанра «детектив / фильм нуар» . Этот ревизионистский нуар (или нео-нуар) был первой постановкой легендарного главы (и бывшего актера) Paramount Studios Роберта Эванса. Сценарий писателя Роберта Тауна был частично основан на настоящем скандале в Лос-Анджелесе в начале 20-го века (история гнусного «Изнасилования» в долине Оуэнс в 1908 году и скандальный захват земель в долине Сан-Фернандо спекулянтами). Персонаж фильма, Холлис Малрэй, произошел от реального инженера по водоснабжению Лос-Анджелеса Уильяма Малхолланда (генерального директора Бюро водоснабжения и водоснабжения Лос-Анджелеса), который организовал покупку прав на воду и транспортировку воды из Высоких Сьерр в Лос-Анджелес у акведука, который протекал через ныне ценную долину Сан-Фернандо к северу от Лос-Анджелеса.
Клаустрофобное, циклическое, мрачное настроение, окружающее героические поиски детектива, вызвало отклик после скандальной Уотергейтской эры начала 1970-х годов. Две загадочные загадки и трагедии фильма — семейные и связанные с водой — прекрасно переплетаются друг с другом. Скандал с правами на воду, лежащий в основе фильма, показывает, как экологическое насилие над землей произошло в возмутительных схемах освоения земель, которые перенаправляют поток воды. Он напоминает зрителям, что времена изобилия природных ресурсов (и живительной воды, превращающей запретную пустыню в обильный сад) прошли — земля стала бесплодной из-за эгоистичных манипуляций богатых и влиятельных бизнесменов.
( Источник: Dirks, T. (nd). «Предыстория: Чайнатаун (1974)». [Обзор фильма]. Получено 20 мая 2014 г. с http://www.filmsite.org/chin.html)
Отсчет величайших криминальных фильмов всех времен: # 3 ‹CrimeReads
Отто Пензлер составляет рейтинг, анализирует и отмечает 106 величайших криминальных фильмов всех времен. Следите за сериями и ежедневно находите новые рассылки здесь.
__________________________________
Чайнатаун (1974)
__________________________________
ТИП ФИЛЬМА: Детектив
СТУДИЯ: Paramount
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Роберт Эванс
ДИРЕКТОР: Роман Полански
СЦЕНАРИСТ: Роберт Таун
ИСТОЧНИК: Оригинал
ВРЕМЯ РАБОТЫ: 131 минута
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ:
Джек Николсон ……………………………………….. ………………………… ..J.J. «Джейк» Гиттес
Фэй Данауэй …………………………………………………… .. …………… .. Эвелин Малрэй
Джон Хьюстон ……………………………………………………………………………. Ной Кросс
Перри Лопес ………………………………………………………………………… .. …… .Эскобар
Джон Хиллерман …………………………………………………………………………… Yelburton
Даррел Зверлинг …………………………………………………………………… Холлис Малрэй
Роман Полански ……………………………………………………………………. Капюшон с ножом
Дик Бакалян ……………………………………………………………………………… ..Вьюн
Дайан Лэдд ………………………………………………………………………… .. Ida Sessions
Рой Дженсон ………………………………………………………………………. …… .Мулвихилл
Джо Мантелл …………………………………………………………………………………… Уолш
Брюс Гловер …………………………………………………………………………… ..… .. Даффи
__________________________________
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
__________________________________
Этот великолепный детективный фильм на самом деле основан на настоящем скандале в Лос-Анджелесе начала двадцатого века.Тогда это был скромный западный город, населенный фермерами, мексиканскими поденщиками, китайскими иммигрантами и авантюристами, ищущими счастья на западе, это был также жаркий субтропический регион, существование и благополучие которого зависело от обильных запасов воды. . Группа богатых землевладельцев разработала план, чтобы купить огромные участки на окраине разросшегося города, а затем использовать свою политическую власть, чтобы включить эти засушливые, почти бесполезные земли в состав Лос-Анджелеса, дав им законный доступ к водоснабжение оплачивается налогоплательщиками.Таким образом были созданы некоторые из самых ошеломляющих состояний того времени, многие из которых все еще существуют (например, наследники бывшего имения L.A. Times-Mirror ). Хотя тактика, использованная для накопления этого богатства, могла быть коррумпированной, технически она была законной.
__________________________________
ИСТОРИЯ
__________________________________
J.J. «Джейк» Гиттес (чье имя произносят по-разному практически все, с кем он контактирует) — бывший полицейский Лос-Анджелеса, который работал в китайском квартале, но теперь является частным детективом, занимающимся главным образом делами о разводе в Голливуде.Он был нанят якобы для того, чтобы найти улики против развратного уполномоченного по водным ресурсам Холлис Малрэй, женщина, утверждающая, что является женой Малрэя. Пока он работал над этим делом, его также нанял богатый Ной Кросс. Гиттес приходит к выводу, что его использовали в качестве пешки, чтобы подставить Кросса в убийстве Малрэя, который обнаружил мошенничество с целью выманить жителей Лос-Анджелеса из воды, в которой они нуждаются и за которую они платят.
Гиттес получил предупреждение от бывшего полицейского и его напарника. Одного словесного предупреждения недостаточно, крутой приставляет нож к носу Гиттеса.«Ты очень любопытный парень», — говорит он Гиттесу. «Вы знаете, что случается с любопытными парнями? Хотите угадать? Нет? Хорошо. Они теряют носы ». Он прорезает Гиттесу ноздрю и добавляет: «В следующий раз вы потеряете все. Я отрежу его и скормлю своей золотой рыбке.
Статья продолжается после рекламы
Гиттес настаивает и узнает, что жена Малрэя, Эвелин, является дочерью Кросса, и что женщина, которую он видел с Холлис Малрэй, была сестрой Эвелин, а также ее дочерью в результате кровосмесительных отношений с ее отцом, Ноем Кроссом.
Кросс, уже мультимиллионер, является вдохновителем схемы покупки засушливых, практически бесполезных ферм во время ужасной засухи и орошения земель за счет водозабора из соседнего Лос-Анджелеса, что гарантирует пожилому магнату еще большее богатство и власть. Гиттес пытается защитить Эвелин и ее дочь от безжалостного отца, но его арестовывают. Бессильная Эвелин пытается убежать, но ее застрелен полицейский, когда ее пятнадцатилетняя дочь, кричащая от отчаяния при виде мертвой матери, утешается почти злобным взглядом Креста.
***
Чайнатаун — оригинальный сценарий Тауна, который начинался почти с 250 страниц (вдвое длиннее фильма). Режиссер Роман Полански работал над сценарием почти два месяца, убирая многих персонажей и создавая более линейный и последовательный сюжет. Он также написал новую концовку, о которой они с Таун яростно спорили. Окончательный вариант был принят только после того, как картина была запущена в производство. В оригинале Эвелин стреляет в Кросса и уходит с Гиттесом и ее дочерью, но Полански хотел более мрачную версию, которая в конечном итоге была сделана.Таун так и не простил перемен и ненавидел их.
Несмотря на то, что это блестящий фильм в стиле нео- нуар , который открыто воздает должное Дашиеллу Хэммету (Гиттес во многом похож на Сэма Спейда), Джеймсу М. Кейну (чьи персонажи редко бывают нравственными), Раймонду Чендлеру (это его Лос-Анджелес, в котором действие происходит) и другие, есть серьезное отклонение от прототипа нуар фильмов: Эвелин Малрэй. Представленная и представленная как классическая роковая женщина, в которую падет Гиттес, но ее предает ее жадное и холодное сердце, она вместо этого оказывается жертвой, жизнь которой была омрачена ужасной тайной, от которой она никогда не сможет сбежать.
Статья продолжается после рекламы
Возможно, на Полански повлияла его более мрачная версия истории, поскольку он все еще оплакивал жестокое убийство своей беременной жены, Шэрон Тейт, их будущего ребенка и нескольких друзей членами семьи Чарльза Мэнсона. Краткая, но запоминающаяся сцена, в которой Полански использует нож, чтобы разрезать Николсону нос, заставляя его носить бинты до конца фильма, отражает жестокую жестокость убийств. Несколько лет спустя Полански был арестован за предусмотренное законом изнасилование тринадцатилетней девочки и бежал из Соединенных Штатов, чтобы избежать судебного преследования.
Роберт Таун был награжден «Оскаром» за лучший оригинальный сценарий, в то время как номинациями на премию «Оскар» также стали фильм за лучший фильм, Николсон за лучшую мужскую роль, Данауэй за лучшую женскую роль и Полански за лучшую режиссуру. Таун получил премию Эдгара Аллана По от загадочных писателей Америки за свой сценарий.
Фэй Данауэй, хотя и очаровательна, не особенно красива в этой роли. Режиссер Полански больше интересовался тем, чтобы она казалась слегка параноидной, сексуально разочарованной и — разумно — скрытной.Этот эффект достигается за счет чрезмерной пудры на ее лице, странно тонких бровей и глубокой помады. Полански снимал ее, держа камеру очень близко к лицу, что заставляло даже опытную и талантливую актрису чрезмерно нервничать.
Учитывая огромное признание критиков и публики, полученное фильмом, было много обсуждаемого и ожидаемого продолжения, Два Джейка (1990), которое, как и следовало ожидать, разочаровало. Его снял его звезда, Джек Николсон, в красивом, но в конечном счете непонятном и чрезмерно разговорчивом повествовании, в котором также снимались Харви Кейтель (как другой Джейк) и Мег Тилли в роли развратной жены.У Фэй Данауэй хорошее камео.
Статья продолжается после рекламы
__________________________________
ЛУЧШАЯ ЛИНИЯ
__________________________________
Полицейский Джейку Гиттесу: «Ты действительно думаешь, что я дурак, не так ли, Гиттес?» «Я не особо об этом думаю, — отвечает детектив, — но дайте мне день или два, и я вернусь к вам».
Сложная история классического неонуарного фильма «Чайнатаун»
Забудь об этом, Джейк.В новой книге исследуется фильм 1974 года «Китайский квартал» и яркие, сложные и скомпрометированные голливудские деятели, которые сделали тревожную классику.
Гости
Сэм Уоссон , писатель и социальный историк. Автор книги «Большое прощание: Чайнатаун и последние годы Голливуда».
Из списка для чтения
Из «Большого прощания: китайский квартал и последние годы Голливуда». Авторские права © 2020 Сэм Уоссон. Взято с разрешения Flatiron Books, подразделения Macmillan Publishers.Никакая часть этого отрывка не может быть воспроизведена или перепечатана без письменного разрешения издателя.
The New York Times : «Это« Чайнатаун », Джейк. Если подумать, не забывай». — «Фильм« Чайнатаун »был тщательно разработан, чтобы запечатлеть конкретный момент в истории Лос-Анджелеса. Все, что касается его внешнего вида, говорит о 1937 году, а не о 1936 или 1938 году. Создание фильма — это работа с высочайшей точностью.Речь идет о гораздо большем, чем о фильме. Речь идет о славном потерянном Голливуде, в котором родился этот фильм 1974 года.
«В тщательно исследованной и опубликованной книге с участием звездных игроков, не говоря уже о некоторых удивительных источниках, Уоссон видит Романа Полански как гения, который поднял« Чайнатаун »от хорошего до великого. Всем, кого это обидело, следует держаться подальше. другой должен прибежать, потому что Уоссон, предыдущие книги которого включают «Пятая авеню, 5 утра», о «Завтрак у Тиффани» и танцевальная биография «Фосс», — один из величайших летописцев голливудских преданий.И на этот раз он действительно превзошел самого себя.
«Уоссон начинает с четырех главных ролей: Полански, директор« Чайнатауна »; Роберт Таун, его известный сценарист; Джек Николсон, его непосредственная звезда; и Роберт Эванс, исполнительный директор и продюсер Paramount, который считал себя более звездой. чем кто-либо, кто когда-либо работал на него. Если бы у кого-то из них было счастливое детство, «Чайнатаун», возможно, не был бы шедевром, которым он стал. А если бы кто-то родился аристократом, он бы не стал жертвой таких кропотливых видений гламура.«
The Hollywood Reporter :« Отрывок из книги: Как писатель Роберт Таун создал «Чайнатаун» для Джека Николсона »-« После взятия биографии об Оскаре, Тони и Эмми, удостоенном наград Бобе Фоссе, книга в конечном итоге вдохновила серию FX Фосс / Вердон — Автор бестселлеров New York Times Сэм Уоссон готов дать читателям возможность заглянуть за кулисы еще одной голливудской истории: Чайнатауна.
«В большом прощании: Чайнатаун и последние годы Голливуда» (Flatiron Books, в продаже во вторник, февраль).4) Уоссон подробно описывает историю создания «Чайнатауна» в эпоху «Нового Голливуда» в кинопроизводстве. На протяжении всей книги Уоссон ведет хронику историй четырех влиятельных людей Голливуда 1970-х, включая Джека Николсона, Романа Полански, Роберта Эванса и Роберта Тауна в то время, когда семья Мэнсонов спустила кошмар.
«В своем документальном рассказе Уоссон подробно описывает, как Таун задумал детективную историю для своего лучшего друга Николсона. После того, как история заинтересовала главу Paramount Эванса, Полански (вдовец Шэрон Тейт) присоединился к проекту, чтобы снять фильм, который получит 11 номинаций на Оскар и звезды Николсон и Фэй Данауэй.Фильм получил премию за лучший оригинальный сценарий в 1975 году. Для книги Уоссон использовал обширный репортаж, существующие материалы интервью и провел несколько собственных интервью с экспертами. Из четырех мужчин участвовали только Эванс и Полански ».
Los Angeles Times :« Обзор: Сэм Уоссон глубоко погружается в «Чайнатаун» »-« «Чайнатаун» может быть, а может и не быть величайшим фильмом этого — называется «Новый Голливуд» (думаю, нет), но он один из лучших, и его циничная атмосфера — возможно, лучше сказать «реалистичный» — делает его таким же фильмом для нашего времени, как и для собственного, 1974 года.Среди прочего, это свидетельство известного афоризма Бальзака: «За каждым большим состоянием скрывается великое преступление». Большое преступление, стоящее за «Чайнатауном», — это кража воды у фермеров долины Оуэнс, которая подарила Ноа Кроссу, злодейскому разработчику фильма, его огромное состояние, а Ангеленосу — их питьевую воду. Кросс — это Дональд Трамп из китайского квартала.
«Увлекательное и перелистывающее описание таланта и идей» Чайнатауна «Сэма Уоссона — это больше, чем просто биография знаменательного фильма; оно направлено на то, чтобы конкретизировать дикую и туманную эпоху, которая зародила его, примерно с конца 1960-х годов до конца 1970-х, и в этом ему в основном удается.Относительное величие «Чайнатауна» не имеет отношения к целям Уоссона благодаря его впечатляющей предыстории, в которой представлены четыре самых одаренных и ярких персонажа той эпохи: Джек Николсон, Роман Полански, Роберт Таун и Роберт Эванс.
«Из« большой четверки »только Полански и Эванс — который был такой пресс-шлюхой, что он бы поговорил с деревом, если бы к нему обратились — согласились участвовать. Но им способствует звездный состав игроков, в том числе некогда подруга Николсона Анджелика Хьюстон, чей отец Джон играет Кросса, помощник режиссера Хок Кох и художник по костюмам Антея Сильберт — все они счастливы соединить точки.Фэй Данауэй, сыгравшая дочь Кросса, Эвелин Малрэй, отказалась сотрудничать «.
Чайнатаун (1974): Шедевр Полански, Нуар Полански, в главных ролях Джек Николсон и Фэй Данауэй
В главных ролях Джек Николсон и Фэй Данауэй, Китайский квартал — один из лучших фильмов-нуаров из когда-либо созданных, типичный дух времени 1970-х годов, хотя действие происходит в 1930-х.
Возможно, эта унылая особенность — один из трех или четырех шедевров Романа Полански; остальные — Нож в воде , Отталкивание, и Младенец Розмари.
Сценарий Роберта Тауна, основанный на реальном инциденте из истории Лос-Анджелеса, облекает свои политические символы в жесткую детективную ленту. Меланхоличный и жестокий фильм «Чайнатаун» является убедительным доказательством того, что нуар жив и процветает в американском кино.
Наша оценка: A (***** вне *****)
Причудливая, захватывающая тайна в традициях Дашиелла Хэмметта-Раймонда Чандлера. Действие происходит в Лос-Анджелесе в 1937 году, когда город страдает от сильной засухи.J.J. Гиттес (Николсон), бывший полицейский и частный детектив, специализирующийся на «супружеской» работе, нанят загадочно привлекательной женщиной Эвелин Малрэй (Данауэй), чтобы выяснить, изменяет ли ее муж, комиссар по водным ресурсам Лос-Анджелеса Холлис Малрэй На ней.
История попадает в заголовки на первых полосах газет, и Гиттес узнает, что его обманули в заговоре с целью дискредитации комиссара, чье сопротивление строительству водохранилища в долине Сан-Фернандо стоит ему жизни, когда его тело было найдено в океане. правда, не ясно, кто и где именно он был убит.
Таун изобретает метафору «Чайнатаун», которая легко применима к жанру нуар. Многие персонажи-нуары имеют темное прошлое и страдают от бессознательных страхов. В этом фильме страхи Гиттеса проистекают из «Чайнатауна» — места, душевного состояния и духовного ландшафта, где чудовищно развращенные дела совершаются во имя прогресса и модернизации.
Простое упоминание «Чайнатауна» заставляет людей реагировать так же, как дети реагируют на «Бугимэна».В какой-то момент сам Гиттес говорит об этом косвенно: «Вы можете думать, что знаете, с чем имеете дело, но поверьте мне, это не так. Разговоры о прошлом беспокоят всех, кто работает в китайском квартале, потому что не всегда можно сказать, что происходит… »
Если «Китайский квартал» кажется более аутентичным и точным, чем другие голливудские картины о Лос-Анджелесе как о новом развивающемся городе, то во многом это связано с непосредственным знакомством с местным сыном, писателем Робертом Тауном, который заслуженно получил Оскар за оригинальный сценарий 1974 года.Его письмо основано на тщательном исследовании и внимании к мельчайшим деталям текста, подтекста, контекста и визуальных эффектов.
Фильм был задуман для Николсона в роли Джейка Гиттеса и для Роберта Эванса в качестве продюсера, а затем главы Paramount. Директор Полански присоединился позже, и его ссоры на съемочной площадке с роковой девушкой Фэй Данауэй и с Таун из-за того, что он считал мягким концом, за эти годы получили много прессы.
В конечном счете, я думаю, что Полански был прав, так как его вывод более согласуется с общим циничным и мрачным тоном фильма.Как известно, Поланкси настаивал на подтверждении в конце Ноя Кросса (отца Эвелин Малрэй и городского босса) имперской власти над городом и его властями. Он также несет ответственность за жестокое убийство Эвелин Малрэй; ей прострелили глаз на глазах у Кэтрин, дочери и сестры. Второй раз в Чайнатауне Гиттес оказывается бессильным и беспомощным, прежде чем его утаскивают с места происшествия. Последнее изображение Кросса, обнимающего свою дочь и внучку и предлагающего им пойти «домой», поистине жутко и холодно, поскольку само понятие «дом» в этой инцестуозной цепочке сомнительно.
От первого кадра до последнего «Чайнатаун» — великолепный зрелищный фильм, чрезвычайно приятный опыт, который выдерживает многократный просмотр благодаря богатой, много нюансированной текстуре. Как режиссер Полански полностью контролирует все аспекты кинопроизводства. Он также играет незабываемую эпизодическую роль карликового босса (известного как «Человек с ножом»), который жестоко колет Николсону в нос, из-за чего актеру приходилось носить огромную повязку до конца картины.
В роли Ноя Кросса Джон Хьюстон дает обширное грандиозное исполнение, в котором используется его глубокий басовый голос.Также хорошо сыграна Данауэй в роли красивой и загадочной роковой женщины, хотя нужно время, чтобы привыкнуть к ее манерам. На протяжении многих лет сцена, в которой Гиттес требует знать правду о Кэтрин, бьет Эвелин по лицу, в то время как она заявляет: «Она моя сестра. Она моя дочь », — единственный излишне мелодраматичный и, таким образом, стал высокопоставленным, подверженным подражанию.
Тем не менее, фильм принадлежит Николсону, который ведет зрителей на протяжении всей своей бравурной игры, копаясь все глубже и глубже в лабиринте.Большинство событий снято с точки зрения Гиттенса, который в руках Николсона становится одним из его самых сложных и трогательных персонажей. На пике и без того блестящей карьеры «Чайнатаун» последовал за работой Николсона в «Последней детали» 1973 года и предшествовал «Пролетая над гнездом кукушки» (1975), за которую он наконец получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль.
В 1990 году долгожданный сиквел «Два Джейка» режиссера Джека Николсона вызвал такое разочарование, что он подчеркнул вклад Полански в его отсутствие; Смотря «Два Джейка», вы все время думали: «Как бы Полански отреагировал на эту сцену?» (абсурдный сюжет) и недостаточная характеристика или настроение.
В то время как большинство критиков впечатлены двойным настроением фильма — цинизмом и меланхолией, для Дэвида Денби доминирующим тоном является оттенок закатных апельсинов, как если бы исчезающее сельскохозяйственное великолепие Лос-Анджелеса испускает послесвечение.
Таун проницательно позиционирует контроль над водоснабжением как источник жизни города и ключ к его будущему, что также обеспечивает структурную и символическую основу всей картины в целом. Примечательно, что в дальнейшем дефицитным ресурсом будет не вода, а нефть.
Центральная метафора картины — незнание: никто не знает, что происходит и что ждет город и страну в будущем. В «Чайнатауне» даже самая, казалось бы, безобидная из природных стихий вода стала политическим товаром, вызывающим самые отвратительные и коррупционные действия. Две центральные метафоры фильма — вода и стекло (как в стекле, так и в очках), которые накладываются друг на друга с обманчиво гладкой, но пугающей легкостью. В одном из кульминационных моментов фильма пара бифокальных очков находится в бассейне Холлис.
Гиттес Николсона поверхностно и обнаруживает жадность, капиталисты, действующие как преступники, контролирующие судьбу Калифорнии в решающий момент ее эволюции. Отражая национальный циничный настрой страны в 1974 году, фильм подчеркивает тщетность честных людей, борющихся со злой коррупцией.
Как отмечал критик Ричард Комбс, «Чайнатаун» — это дух времени, действие которого происходит в эпоху поздней депрессии, но во многом отражает политику начала 1970-х годов, в частности, могущественную силу имперского президентства Никсона и американскую политику как политическую составляющую. Византийский лабиринт лжи и тайн — за закрытыми дверями — высочайшего уровня.
В одной из самых ярких и эмоционально тревожных сцен фильма Гиттес дает Эвелин пощечину, чтобы она призналась в своем прошлом. С каждым быстрым ударом эффект быстро меняется: от шока до отвращения, от печали до крайнего сострадания.
Продолжительность: 131 минута
Летний релиз — он открылся 20 июня 1974 г. — Чайнатаун имел коммерческий успех (хотя и не стал большим хитом), заработав 29,2 миллиона долларов в прокате при бюджете в 6 миллионов долларов.
Уведомление об Оскаре
Номинированный на 11 премий Оскар, Чайнатаун получил заслуженный Оскар за оригинальный сценарий Роберта Тауна.
См. «Очерк китайского квартала на церемонии вручения премии« Оскар »1974 года», а также полный список авторов фильма в другом месте.
Один из лучших нуаров из когда-либо созданных, «Чайнатаун» — это основополагающий фильм 1970-х годов и один из двух или трех шедевров Романа Полански. Это также один из моих самых любимых фильмов. Следовательно, вот список полных титров для тех, кто неравнодушен и любит фильм так же сильно, как и я.
Творческий
Режиссер: Роман Полански
Производитель: Роберт Эванс
Ассоциированный продюсер и руководитель отдела производства C.О. Эриксон
Сценарий: Роберт Таун
Техническая бригада
Оператор-постановщик: Джон А. Алонзо [Technicolor Panavision] Оператор: Хью Ганье Специальные эффекты: Логан Фрейзи Звук: Ларри Йост, Бад Гренцбах Звукорежиссер: Роберт Корнетт Музыка: Джерри Голдсмит Художник-постановщик: Ричард Сильберт Художественный руководитель: У. Стюарт Кэмпбелл Дизайн декораций: Гейб Реш, Роберт Реш Декорации: Руби Левитт Костюмы: Антея Сильберт Гардероб: Ричард Бруно, Джин Меррик Макияж: Хэнк Эддс, Ли Хармон Прически: Сьюзан Жермен, Вивьен Уокер Кастинг Майк Фентон, Джейн Файнберг Ассистент по производству: Гэри Чазан Руководитель сценария: Мэри Уэйл Браун Ассистент режиссера: Ховард У.Кох-младший. Название: Уэйн Фицджеральд Редактор фильма: Сэм О’Стин
Песни
«Я не могу начать», Ира Гершвин и Вернон Дьюк; «Легкая жизнь» Лео Робина и Ральфа Рейнджера; «Как ты выглядишь сегодня вечером» Джерома Керна и Дороти Филдс; «Однажды» и «Вальс короля бродяг» Брайана Хукера и Рудольфа Фрими
Литой :
Джек Николсон (Дж. Дж. Гиттес)
Фэй Данауэй (Эвелин Малрэй)
Джон Хьюстон (Ной Кросс)
Перри Лопес (Эскобар)
Джон Хиллерман (Йелбертон)
Даррелл Цверлин (Холлис Малрэй)
Дайан Лэдд (сессии Ида)
Рой Джен (Малвихилл)
Роман Полански (Человек с ножом)
Дик Бакалян (Вьюн)
Джо Мантелл (Уолш)
Брюс Гловер (Даффи)
Нанду Хиндс (Софи)
Джеймс О’Рир (юрист)
Джеймс Хонг (дворецкий Эвелин)
Баула Куо (горничная)
Джерри Фудзикава (садовник)
Белинда Палмер (Кэтрин)
Рой Робертс (мэр Бэгби)
Берт Янг (Кудрявый)
Элизабет Хард (Жена Кудряшки)
Джон Роджерс (Mr.Палмер)
Сесил Эллиотт (Эмма Дилл)
Paramount (Penthouse-The Long Road Productions)
Дата выпуска: Paramount, 21 июня 1974 г.
Продолжительность: 131 минута
Рейтинг MPAA: R
Китайский квартал — Вода и общество
Вода на пленке:
Чайнатаун (1974)
Театральный трейлер для Чайнатауна. Предоставлено Paramount Movies
Анализ фильма Катриной Прайс
Китайский квартал был произведен Paramount Pictures и направлен Романом Полански.Этот фильм был выпущен 20 июня 1974 года и включает актеров, которые все еще хорошо известны в 21 -м веке, в том числе: Джек Николсон, Фэй Данауэй и Джон Хиллерман. [1] В целом, этот фильм изображает расширение Лос-Анджелеса в 1937 году и конфликт, возникший из-за того, что вода пришла в пустынный регион. В этом очерке я дам краткий обзор основного сюжета и персонажей этого фильма. Кроме того, я свяжу Chinatown с историческими событиями и проанализирую главную тему этого фильма: воду и энергию.В заключение я остановлюсь на основных задачах Романа Полански при создании этого фильма.
Действие фильма происходит в контексте Калифорнийских водных войн, произошедших в 1930-х годах. Уильям Малхолланд изображается как Холлис Малрэй, который был инженером-строителем Департамента водоснабжения Лос-Анджелеса с 1878 по 1929 год [2]. Фред Итон, изображенный в этом фильме как Ной Кросс, является влиятельным человеком, который помогал Малхолланду снабжать Лос-Анджелес водой. [3] За это время такие люди, как Eaton, купили большие участки земли в долине Оуэнс под вымышленными именами, чтобы ограничить внимание, уделяемое недвижимости долины Оуэнс.[4] Когда люди покупали землю в округе Иньо, предполагалось, что эта земля создаст большой источник дохода при строительстве плотины Лонг-Вэлли. [5] Когда выяснилось, что строительство плотины в Лонг-Вэлли невозможно, Малхолланд искал землю для строительства плотины в Санта-Кларе. Поскольку жители района Санта-Клара знали о намерениях Малхолланда построить плотину, была сформирована Ассоциация реки Санта-Клара [6]. В 1924 году Малхолланд тайно построил дамбу в каньоне Сан-Францискито, известную как Св.Фрэнсис Дам. [7] 13 марта 1928 г. прорвалась плотина Святого Франциска, в результате чего погибли сотни людей. В результате прорыва дамбы Малхолланд потерял доверие к себе как инженер-гидротехник Лос-Анджелеса. [8] После прорыва дамбы в южной Калифорнии возникло большое недовольство, поскольку в этой трагедии была возложена вина Лос-Анджелеса и Уильяма Малхолланда [9]. В 1937 году был разработан проект Центральной долины для создания дополнительных плотин на реке Сакраменто [10]. В 1945 году Государственный водный проект помог законодательному органу Калифорнии принять Закон штата о водных ресурсах.Этот законодательный акт позволил правительству решать водные проблемы на всей территории штата [11]. За последние семьдесят лет Калифорния изменила Государственный водный проект, чтобы управлять водными ресурсами более эффективно. То, как вода управляется государственным и частным секторами, является ключевым моментом в этом фильме.
Этот фильм был вдохновлен засухой, произошедшей в южной Калифорнии в 1937 году. В этом фильме Холлис Малрэй — главный инженер Департамента водоснабжения и энергетики Лос-Анджелеса, цель которого — найти источник воды для расширяющегося города.В действительности, между 1900 и 1920 годами численность населения Лос-Анджелеса увеличилась на 81%. [12] Поскольку город продолжал расти, акведук Лос-Анджелеса больше не мог поддерживать население. [13] В этом фильме персонажи обсуждают возможность создания плотины для получения воды из долины Оуэнс, расположенной в двухстах милях к северу от города. Малрэй выступал против проекта плотины, но позже сильно поддержал его, что, вероятно, привело к его смерти. В этом фильме Джей Джей Гиттес, частный детектив, был нанят женщиной, утверждающей, что она жена Холлис Малрэй, для расследования обвинений Холлис Малрэй в неверности.Позже в фильме Гиттеса наняла Эвелин Малрэй, настоящая жена Малрэя, чтобы определить причину убийства Холлис Малрэй. Ключом к выяснению того, почему был убит Малрэй, является понимание того, что отец Эвелин Малвей, Ноа Кросс, был одним из первых людей, которые снабжали Лос-Анджелес водой. Перед смертью Малрэя Кросс и Малрэй спорили о том, должна ли вода быть общественным благом или же вода должна оставаться за счет частных источников.
Основная тема этого фильма — связь воды и энергии.После смерти Малрэя Гиттес обнаружил, что Ной Кросс каждую ночь сбрасывал в реку тысячи галлонов воды. Кросс слил большое количество воды в реку, чтобы использовать воду из акведука для поддержания власти над водоснабжением в городе. Это действие показывает, что жадность и коррупция привели к расширению Лос-Анджелеса, потому что ограниченное число людей сохраняло власть над ограниченным водоснабжением. В этом фильме Гиттес противостоит Кроссу в доме Кросса, чтобы расспросить его о смерти Холлис Малрэй.У Гиттеса были бифокальные очки, связанные с утоплением Малрэя, которые Кросс отрицал, что они принадлежали ему. Поскольку в это время Калифорния переживала засуху, было подозрительно, что Малрэй утонул, когда в реке не было воды в течение дня. После того, как Гиттес покинул дом Кросса, Кросс показан стоящим над городом, что демонстрирует контроль Кросса над Лос-Анджелесом. В конце фильма, когда Гиттес сдал Ноя Кросса полиции, Кроссу не было предъявлено обвинений в совершении какого-либо преступления, поскольку он контролировал главный источник водоснабжения города.Хотя действие этого фильма происходит в 1930-х годах, связь между водой и энергией все еще прослеживается в 21 и веке.
Режиссер Роман Полански надеется, что зрители поймут важность воды в южной Калифорнии и по всей стране в регионах с дефицитом воды. Кроме того, он хочет, чтобы аудитория понимала взаимосвязь между силой и водой. Кроме того, Полански может связать коррупцию с властью, демонстрируя, как коррупция может быть ключевым фактором в контроле за водоснабжением региона.В этом фильме Ной Кросс, кажется, развращает всех людей, с которыми он взаимодействовал, и все процессы, в которые он был вовлечен. Это свидетельствует о коррупции, связанной с доставкой воды в пустыню, а также с поддержанием водоснабжения. Поскольку Калифорния на протяжении своей истории переживала несколько засух, зрителям важно понимать ценность ограниченных водных ресурсов.
Примечания:
[1] http://www.imdb.com/title/tt0071315/?ref_=nv_sr_1, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
[2] Уильям Маллхолланд, Википедия, дата обращения: 21 ноября 2016 г. https://en.wikipedia.org/wiki/William_Mulholland.
[3] Марк Вингартен. Жаждущие: Уильям Малхолланд «Калифорнийская вода и настоящий китайский квартал», (Vireo Book, 2015), стр. vii.
[4] http://www.boomcalifornia.com/2013/09/forget-it-jake/, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
[5] Марк Вингартен, Жаждущие: Уильям Малхолланд Калифорнийская вода и настоящий китайский квартал (Vireo Book, 2015), 218.
[6] Там же , 219.
[7] Там же, 221.
[8] http://www.boomcalifornia.com/2013/09/forget-it-jake/, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
[9] Марк Вингартен, Жаждущие: Уильям Малхолланд Калифорнийские воды и настоящий китайский квартал (Vireo Book, 2015), 243.
[10] Гейл Олсон-Реймер. История 383: Руководства для обсуждения — Водная политика Калифорнии: кто контролирует, распределяет и потребляет этот дефицитный ресурс. http: // пользователи.humboldt.edu/ogayle/hist383/Water.html, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
[11] http://users.humboldt.edu/ogayle/hist383/Water.html, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
[12] Марк Вингартен, Жаждущие: Уильям Малхолланд Калифорнийские воды и настоящий китайский квартал (Vireo Book, 2015), 191.
[13] Там же, 197 .
Библиография
Chinatown, http://www.imdb.com/title/tt0071315/?ref_=nv_sr_1, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
Олсон-Реймер, Гейл. История 383: Руководства для обсуждения — Водная политика Калифорнии: кто контролирует, распределяет и потребляет этот дефицитный ресурс. http://users.humboldt.edu/ogayle/hist383/Water.html, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
Ситтон, Том и Деверелл, Уильям. Забудь об этом, Джейк. Стрела Об. 3, No. 3, http://www.boomcalifornia.com/2013/09/forget-it-jake/, дата обращения: 13 ноября 2016 г.
Уильям Маллхолланд. Википедия, дата обращения: 21 ноября 2016 г.https://en.wikipedia.org/wiki/William_Mulholland.
Вингартен, Марк. Жаждущие: Уильям Малхолланд Калифорнийская вода и настоящий китайский квартал , Vireo Book, 2015.
.