Ленин и Кино — это… Что такое Ленин и Кино?
• ЛЕ`НИН И КИНО`
Вопросы кино занимают существенное место в теоретич. наследии и партешно-гос. деятельности В. И. Ленина. Мысли и суждения Ленина о кино сохранились не только в его сочинениях, но и в воспоминаниях таких ближайших его соратников, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. И. Ульянова, Ем. Ярославский и др.
Для эстетики кино, для развития кинематографич. творчества огромное значение имеет ленинская теория познания, вся система идей Ленина об отражающих и творч. функциях сознания, о принципах развития худож. культуры.
Ещё в 1907 Ленин определил сущность бурж. кино, отметив, что «… пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес» (цит. по ст. Бонч-Бруевич В л., Ленин и кино …, см. сб. «Самое важное из всех искусств. Ленин о кино», 1973, с. 116).
В своих статьях, директивах и высказываниях по проблемам кино Ленин опирался не только и не столько на опыт совр. ему кинематографа, к-рый ещё находился в младенческом состоянии, сколько на глубокое понимание общих закономерностей социального развития; он рассматривал кино в контексте борьбы за социалистич. переустройство общества, предугадывая большие возможности и перспективы молодого иск-ва.
В 1922 в беседе с А. В. Луначарским Ленин сказал: «… из всех искусств для нас важнейшим является кино» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 579). Этим теоретич. положением Ленин не только обозначил место кинематографа среди форм обществ, сознания, но и внёс выдающийся вклад в определение всего совр. иск-ва.
Тогда же Ленин определил осн. функции кино в социалистич. обществе, указав на «… производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность…» (там же).
Коммунистич. идейность и отображение реальной практики социалистич. и коммунистич. строительства явились гл. элементами творч. направленности сов. кино на всех этапах его развития.
По мысли Ленина, социалистич. кино должно было начинаться с хроники и лишь затем переходить к произ-ву игровых фильмов. Характер хроник.-док. кино определяется следующим образом: «… широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответствующим образом, т. е. была бы образной публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты» («Самое важное из всех искусств. Ленин о кино», 1973, с. 166). Своим положением относительно образной публицистики Ленин наметил реальный путь повышения познавательной и воздействующей силы кинодокумента — именно по этому пути и поныне идёт сов. док. кино.
В области науч.-популяр, кино Ленин предусматривал необходимость «… образных публичных лекций по различным вопросам науки и техники» (там же). Кино в качестве инструмента науч. познания и средства науч. популяризации выступает у Ленина как одно из самых перспективных направлений развития социалистич. киноиск-ва.
Документализм и просветительное начало рассматриваются Лениным не только как свойства отд. видов кино, но как содержат, аспекты всей кинематографии в целом, включая и игровые ф.
Перед игровым кинематографом Ленин выдвигал широкую творч. программу, настаивая на необходимости «… внести в кино не только науку, не только искусство, не только производство, но и юмор, но и смех, но и животрепещущие сцены комедии и драмы, но все это должно быть направлено к одной, единственной цели: к борьбе за новый быт, за новые нравы, за лучшее будущее…» (там же, с. 120).
Место кино в социалистич. обществе Ленин определил в 1919 в одном из написанных им пунктов проекта партийной программы; кинематограф, по мысли Ленина, должен был служить «… самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян…» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 96).
Теоретич. положения в области кино, сформулированные Лениным, неотделимы от его партийно-гос. деятельности в этой области. Декреты, постановления правительства и др. гос. акты, связанные с именем Ленина, обобщали опыт, накопленный в киностроительстве, и открывали перспективу идейного и организац. совершенствования сов. кинематографии.
Основополагающим гос. актом явился подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» от 27 авг. 1919 (см. «Самое важное из всех искусств…», с. 51). Декрет оказал большое влияние на процесс национализации кинопредприятий и на складывание системы гос. органов, ведающих кинематографией, на развитие кинодела в стране.
В 1918 — 22 Ленин подготовил и подписал ряд партийных и гос. документов, определивших осн. принципы сов. кино-строительства. Среди них: указания о работе киноучреждений, об использовании кино на агитпоездах и агитпароходах, о создании отд. картин (в частности, посв. передовым методам добычи торфа), финансировании кинопредприятий и мн. др. Особое значение имел подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР «О бесплатном снабжении государственных учреждений кинокартинами» от 20 мая 1921 (см. там же, с. 58), положивший начало сети некоммерч. проката фильмов.
В «Директивах по киноделу» от 17 янв. 1922 (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 360 — 61) Ленин сформулировал принцип использования кино, получивший позднее назв. «ленинская пропорция». В соответствии с директивой каждый киносеанс должен был включать (в себя как «… картины специально прпагандистского содержания…», так и «…увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции)…» (тамже, с. 360). Такая структура кинопредставления способствовала решению тех идейных, просветительных и организац. задач, к-рые ставились перед сов. кинематографией. Особое внимание Ленин обращал «… на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна» (там же, с. 361). Развивая эти положения, Ленин утверждал, что «… кино в деревне не менее важно, чем книга» («Самое важное из п всех искусств…», с. 165).
Ленин был весьма требовательным кинозрителем, нередко посещал киносеансы. И хотя совр. ему ф. лишь в очень малой степени удовлетворяли его идейные и худож. запросы. Получила одобрение Ленина комедия «Чудотворец» (реж. А. П. Пантелеев, сц. А. Зарин).
Внимательно следя за первыми шагами произ-ва ф. в нашей стране, Владимир Ильич лично поддерживал многие начинания в области кино. Прямые указания Ленина и возглавляемого им аппарата Совнаркома и Совета Труда и Обороны оказали большое влияние на творч. судьбы таких известных кинематографистов, как Л. В. Кулешов, Д. Вертов, В. Р. Гардин, А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг и др. Ленинское наследие по вопросам кино служит фундаментом теории и практики сов. кинематографии, пролагает пути к еe дальнейшему совершенствованию иск-ва кино периода развитого социализма.
♦ Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 171; т. 23, с. 190; т. 24, с. 369-70; т. 38, с. 96; т. 40, с. 72-73; т. 42, с. 16, 153, 374-75; т. 44, с. 270-71, 360 — 61, 579; т. 50, с. 279; т. 51, с. 215-16, 235, 318-20; т. 52, с. 136-37; т. 54, с. 75, 174; Самое важное из всех иск-в. Ленин о кино, 2 изд., М., 1973; Болтянский Г., Ленин и кино, М.- Л., 1925; Гак А., Смирнов И., Об этом заботился Ленин…, «ИК», 1962, № 11; Гинзбург С. Кинематография дореволюцион. России, М., 1963; Левицкий А., Рассказы о кинематографе, М., 1964; История сов. кино, и т. 1, М., 1969; Капельгородська Н., В. Ленiн i кiно, К., 1969; Листов В., Страницы великого наследия, «ИК», 1974, его же, Телеграфный бланк девятнадцатого года, там же, 1977, № 10; его же, К теме «Ленин и кино». История одного поиска, там же, № 6; Кулешов Л., Хохлова А., 50 лет в кино, М., 1975; Гак А., У истоков сов. кинематографии, «Вопросы истории», 1976, № 10.
В. С. Листов.
Кино: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др..
1987.
«… из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Опубликовано: «Советское Кино» № 1-2 1933 год. Подготовил к печати В. Вишневский
Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским. Впервые напечатано в его книге «Ленин и кино». М., 1925 г., стр. 16-18.
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
Народный Комиссар по Просвещению.
9/I, 1925 г. № 190, Москва, Сретенский б., 6, кв. 4, телеф 40-61.
Тов. Болтянскому.
В ответ ваш запрос сообщаю вам, что большая беседа моя с Ильичем о кино была вызвана острым интересом его к киноделу, который и сказался к его известном письме к тов. Литкенсу написанном им в январе.
Приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его, Владимир Ильич предложил мне зайти к нему для разговора. Насколько помню, разговор касался нескольких текущих вопросов жизни Наркомпроса. Спрашивал он меня и о том, что сделано в исполнение его бумаги, посланной Литкенсу. В ответ я изложил довольно подробно все, что знал о состоянии кино в Советской республике и об огромных трудностях, какие встречает развитие этого дела.
Я в особенности указывал на отсутствие средств у Наркомпроса для широкой постановки кинопроизводства, а также на отсутствие руководителей этого дела или, вернее оказать, руководителей-коммунистов, на которых можно было бы вполне положиться. В ответ на это Владимир Ильич сказал мне, что постарается сделать что-нибудь для увеличения средств Фото-киноотдела, но что у него есть внутреннее убеждение в большой доходности этого дела, если оно только будет правильно поставлено.
Он еще раз подчеркнул необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными. К несчастью, это еще и до сих пор слабо поставлено.
Владимир Ильич сказал мне, что производство новых фильм, проникнутых коммунистическими идеями, отражающими советскую действительность, надо начинать с хроники, что, по его мнению, время производства таких фильм, может быть, еще не пришло: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то неважно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». К этому Владимир Ильич прибавил: «По мере того, как вы встанете на ноги благодаря правильному хозяйству, а может быть, и получите при общем улучшении положения страны известною ссуду на это дело, вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того в деревне». Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (знаменитая фраза Ленина основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1923 года; — прим. ред.). На этом, помнится, наша беседа прекратилась.
Что касается частных предписаний Владимира Ильича — снять ленту по торфу и т. п., то это немедленно проводилось в жизнь.
Нарком по просвещению А. Луначарский
Ленин и кино: достоверность цитаты
Спасибо marquis_the_cat
Цитирую:
«Тут расчет был на ленинскую фразу: «темен народ и безграмотен и поэтому важнейшим из искусств для нас является кино и цирк». Вот такие беседы вел В.И.Л. с Луночарским.»
Но тут нам говорят: «Минуточку…»
Представляете, фраза В. И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» на самом деле полностью якобы выглядит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»!
Об этом нам сообщают сотрудники Российской национальной библиотеки, известный дизайнер Артемий Лебедев, собиратель «фактов» Варшавчик, Википедия (сообщала), «Коммерсантъ Власть», телеканал «Культура» и другие уважаемые товарищи.
За источником далеко ходить не надо, его часто указывают. Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским.
Ну что ж, открываем ПСС: «„Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино“ („Советское Кино“ № 1-2, 1933, стр. 10)».
Ни «безграмотности», ни «цирка». Но может, эти слова были в источнике, а составители ПСС вымарали часть фразы по приказу свыше?
Открываем случайно завалявшийся на антресолях журнал «Советское Кино» № 1-2 за 1933 год: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Внизу страницы назван источник: «Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским. Впервые напечатано в его книге „Ленин и кино“. М., 1925 г., стр. 16—19».
Читаем Болтянского, стр. 19: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Откуда же эта фраза у Болтянского? Та же книга, стр. 16: «Вскоре… состоялась большая беседа Владимира Ильича о кино с А. В. Луначарским, еще более замечательная и важная. Вот что сообщил мне об этом по своим воспоминаниям, впервые публикуемым здесь, А. В. Луначарский1.
1 Запрошенный мною в связи с выпуском этой книжки по поводу обстановки беседы, в которой была сказана известная фраза Владимира Ильича о том, что кино — самое важное из искусств… А. В. Луначарский… прислал мне… чрезвычайно интересные и неопубликованные данные по этой беседе, которые я привожу здесь полностью, за исключением вводной части письма ко мне и заключения».
Таким образом, источник канонической фразы — письмо Луначарского к Болтянскому. Желающие могут поискать это самое письмо, моя же миссия на этом закончена. Письмо дважды было опубликовано (журнал «Советское кино», как помните, тоже располагал оригиналом), никаких «безграмотности» и «цирка» там не было.
Собственно, люди, хоть поверхностно знакомые с мнением Ленина о кино, понимают, что «безграмотности» и «цирка» и быть не могло. Будучи на Западе, Ленин получил представление о возможностях кино. Он настаивал на съемке производственных (съемка процессов организации труда), образовательных (как, например, документальные ленты о животных в их естественной среде обитания), научных лент. Кроме того, он предсказывал высокую доходность кино: предполагалось пускать в прокат «увеселительные» ленты, к которым предъявлялись разумные требования — «без похабщины и контр-революции». И пропаганда, да.
В комментариях Болтянского бросается в глаза, что фраза «кино — самое важное из искусств» уже была известна к этому моменту.
Действительно, Болтянский — далеко не первый, кому Луначарский пересказал содержание своей беседы с Лениным, хотя именно ему свезло заполучить канонический вариант. К моему счастью, ранние пересказы уже найдены: в Рунете обнаружилась одна (она же единственная) внятная статья на тему. Памятуя, что большинство не утруждает себя переходом по ссылкам, а также опасаясь тленности всего виртуального, приведу нужный фрагмент целиком.
Журнал «Киноведческие записки» № 70, 2005 г.
Об этом знаменитом «ленинском» изречении нужно написать особо. Существует ряд документально зафиксированных замечаний Ленина о кино. Происхождение же самого известного из них довольно туманно. Ленинского автографа с чеканным изречением «важнейшим из искусств для нас является кино» не существует. И слов этих из уст Ильича никто никогда не слышал, кроме наркома просвещения А. В. Луначарского (по его же собственному утверждению). Происходил разговор, по словам Анатолия Васильевича, «…приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его… Еще два года назад Владимир Ильич призывал меня и говорил: «Из всего вашего искусства, по-моему, самое важное для России — кино».
Впервые нарком публично вспомнил этот разговор 28 апреля 1923 года на 5-м Всероссийском съезде работников искусств, а на следующий день «Известия», напечатавшие его речь, сделали его воспоминания общедоступными.
Немного позже, в журнале «Пролеткино» № 1-2 за тот же год, нарком дополнительно вспомнил: «Владимир Ильич несколько раз мне указывал на то, что из всех областей искусств наибольшее государственное значение в настоящий момент может и должно иметь кино».
Затем, снова в «Известиях», 22 июля того же года (впервые воспользовавшись ленинским изречением для защиты от едких нападок Троцкого) Луначарский еще раз уточняет: «Владимир Ильич определенно заявил мне (что я сделал достоянием широчайшей гласности): „Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография: ею нужно заниматься в первую очередь“».
И, наконец, еще через почти два года (в 1925-м, во время работы над сценарием своего пятого фильма) Анатолий Васильевич в ответ на просьбу редакции сборника «Ленин и кино» написал статью «Беседа с В. И. Лениным». В статье он утверждал уже окончательно и бесповоротно: «…Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: „Вы у нас слывете покровителем искусств, так Вы должны твердо запомнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино“».
Такова история рождения знаменитой фразы. По справедливости ее явно надо бы считать ленинско-луначарской или луначарско-ленинской.
Резюме
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (В. И. Ленин).
Ленин произнес близкую по смыслу фразу в беседе с Луначарским в феврале 1922 года, вряд ли именно в таком виде. Об этой фразе известно только со слов Луначарского, который несколько раз пересказывал содержание беседы. Канонический вид фраза приобрела в письме Луначарского к Болтянскому, а впервые в таком виде опубликована в книге Болтянского «Ленин и кино» (М., 1925 г., стр. 19).
На этом вопрос «кино и цирка» прошу считать закрытым.
С чем и поздравляю любителей цитировать вождя мирового пролетариата. Читайте первоисточники, товарищи!
Ленин в культуре — Афиша Daily
От Ленина-торта до картины в духе Поллока, от «Гудбай, Ленин!» до «Пантократора солнечных пылинок», от песен ангольских партизан до Егора Летова. Редакторы «Афиши Daily» выбрали главные произведения искусства, посвященные Ленину.
Книги
«Ленин. Пантократор солнечных пылинок» Льва Данилкина
В 2017 году книжное сообщество шутило, что литература в России окончательно окопалась в Советском Союзе: все призы «Большой книги» достались биографии Валентина Катаева, роману Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев» — и «Пантократору». Данилкин, до этого написавший биографии Проханова и Гагарина, надеется, что «у родившегося после 2000 года поколения уже не будет этой врожденной усталости от Ленина» — и пытается найти в пространстве между советской мифологией и постсоветской демифологизацией настоящего живого Ильича.
Издательство
«Молодая гвардия»
Подробности по теме
Очень своевременная книга: Дмитрий Быков о «Ленине» Льва Данилкина
Очень своевременная книга: Дмитрий Быков о «Ленине» Льва Данилкина
«Looking for Lenin» Нильса Акермана
Символ диктатуры — вездесущие памятники вождей, возвышающиеся над главными площадями; символ прощания с диктатурой — эти же памятники, свергнутые с пьедесталов. Швейцарский фотограф Нильс Акерман и журналист Себастьен Гобер путешествуют по Украине, документируя самый наглядный феномен десоветизации: ленинопад. На их фотографиях — многочисленные ленины, беззащитно лежащие на земле и заботливо переселённые в гаражи, обезглавленные и превращённые в Дарта Вейдера.
Издательство
Fuel
Ленин не раз появляется в книгах Пелевина — но все как‑то мимоходом. В «Омоне Ра» ему приписываются слова «Из всех планет и небесных тел важнейшим для нас является Луна», в «Generation П» он выглядывает из имени главного героя Вавилена («Оно было составлено из слов «Василий Аксенов» и «Владимир Ильич Ленин»), в «Чапаеве и Пустоте» Пустоте даже удается взглянуть на Ильича в лезвии чапаевской шашки.
И еще раз он появляется в рассказе «Хрустальный мир» — неназванный по имени, но безошибочно узнаваемый: получеховская бородка, хитро прищуренные глазки, фирменная картавость. Два юнкера по приказу капитана с говорящей фамилией Приходов не должны пропустить его в Смольный, но, увлекшись эфедрином и разговорами о Шпенглере, проваливают миссию. Сам Пелевин в одном из редких интервью говорил: «Я вообще-то писал рассказ о вреде наркомании, а Ленин там просто был силой зла».
Искусство
«Ленин в тебе и во мне, или Мавзолей: ритуальная модель» Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко
А моим вождем накормили толпу: в 1998 году в разгаре была дискуссия о том, стоит ли выносить Ленина из Мавзолея, а группа художников тем временем раздавала людям кусочки кремового торта в виде Ленина в натуральную величину (как тут не вспомнить пирожные «Корзинка» с кремовыми грибочками). Акцию, разумеется, тут же назвали актом ритуального каннибализма, хотя уместнее сравнение с христианским таинством евхаристии. Ленин — торт.
Скульптуры Маяны Насыбулловой
© Маяна Насыбуллова
Иногда удачный образ может родиться из дурацкого каламбура. Тут все просто: гуси-ленины — это буквально гуси с головами вождей пролетарской революции, ни больше ни меньше.
«Портрет В.И. Ленина в стиле Джексона Поллока III» группы «Искусство и язык»
Группа британских концептуалистов смешала в серии работ соцреализм с абстрактным экспрессионизмом. Получились парадоксальные картины. Во-первых — портреты революционера-социалиста, выполненные в стилистике одного из самых продаваемых художников капиталистического мира (читатель ждет рифмы «Уорхол» — и да, несколько лет спустя он тоже нарисует Ленина). Во-вторых — это тот случай, когда, стоит лишь приглядеться, и за наслоениями красочных пятен с прищуром выглядывает не абстрактная идея, а очень конкретный человек в узнаваемой кепке.
«Неофициальный альбом» Рината Волигамси
© voligamsi.com
1 из 5
© voligamsi.com
2 из 5
© voligamsi.com
3 из 5
© voligamsi.com
4 из 5
© voligamsi.com
5 из 5
Ринат Волигамси вообще известен своими картинами, где социалистический реализм оборачивается реализмом магическим, но в интернете его знают прежде всего по серию монтажей с Лениным. Он придумывает Владимиру Ильичу сюрреалистическую альтернативную биографию — с братом-близнецом Сережей, несколькими женами и дочерью Наташей (унаследовавшей у папы не только взгляд, но и бородку). В советское время ретушь помогала убирать с фотографий Ленина нежелательные детали — как правило, бывших союзников, — а в постсоветское, наоборот, добавить новых.
«Мутации» Ербосына Мельдибекова
Ербосын Мельдибеков, «Мутации», 2007. Бронза
© Collection M HKA, Antwerp
В серии скульптур казахстанского художника, который постоянно исследует тему метаморфозы (в этом году в «Гараже» должны показать его проект с памятником-трансформером) Ленин то вытягивается, то сплющивается, то оборачивается бесформенным чудовищем. «Многие кичатся, что убрали в Центральной Азии коммунизм. Никто не убрал. Просто проснулись утром, а Ленина нет, — говорит сам Мельдибеков. — Продолжается поиск Ленина».
Кино
«Комедия строгого режима» (1992)
Всерьез рекомендовать что‑то из советской киноленинианы не хочется, но поскольку Ленин (с чужих слов) завещал о «важнейшим из искусств», то вспомним лучшего экранного Ленина в русском в кино в исполнении Виктора Сухорукова. Ленин здесь карнавальный, а сюжет разворачивается в тюрьме. В 90-х «Комедия» Владимира Студенникова и Михаила Григорьева вовремя зафиксировала сходство национальной идеи с уголовным миром. К тому же это вариация на сюжет главы «Зоны» Довлатова, где зэки разыгрывают революционную пьесу с участием Ленина и Дзержинского.
«Телец» (2001)
Историческая фантасмагория из тетралогииЧто за тетралогия?В нее также входили «Молох» (о Гитлере), «Солнце» (о японском императоре Хирохито) и «Фауст» Сокурова о тиранах — про смерть Владимира Ленина, который в титрах фильма указан просто как Больной и представляет собой лысого старика в кресле в исполнении артиста Леонида Мозгового. На видео выше можно посмотреть, как Мозговой превращался в Ленина с помощью грима, на который тратилось по 4-5 часов каждый съемочный день.
«Гудбай, Ленин!» (2003)
Лирическая немецкая комедия, но бесконечно родная, поскольку подружку главного героя играет Чулпан Хаматова, а персонажи пытаются сделать все, чтобы мама после комы поверила, что дело Ленина все еще живет. В общем, пока «Зулейха открывает глаза», это кино опускает веки, чтобы устроить коммунистическую самоизоляцию в отдельной взятой квартире. Великий кадр с пролетающей мимо окон статуей Владимира Ильича.
«Интервью» (2019)
Артист Стычкин несколько не раз воплощал роль Ленина в театре и кино (прежде всего в сериале «Троцкий»), так что канал ТВ-3 пригласил его дать интервью в образе Ленина. Очевидно, каналу ТВ-3 и ведущей Ксении Собчак явно не впервой обращаться к потустороннему, но все равно это выглядит как странный выпуск ютьюб-канала Собчак с того света. Кстати, все ответы Ленина в исполнении Стычкина скомпилированы из реальных цитат, писем и высказываний вождя.
«Топливо» (2019)
И теперь кое‑что совсем другое: победившая на «Кинотавре» и вышедшая недавно в сети короткометражка с Никитой Кукушкиным, где идеи мировой революции для человечества выражены через жутковатые визуальные образы. Кино о мучениках революции, чьи кровь и пот становятся топливом для эпохи новых свершений. Дедушка Ленин был бы доволен.
Музыка
Santocas «Volodya»
В честь Ленина назывались улицы и города, в честь него придумывали имена (все эти «Вилор» и «Вилен»). А еще имя «Володя» в честь Ленина взял себе как прозвище один из лидеров Народного движения за освобождение Анголы MПЛА. Он погиб, а революционеры сочинили в честь него песню. Припев «Володя, Володя» и строчки про «империализм» и «неоколониализм» путали советских и российских слушателей, из‑за чего они думали, что песня про настоящего Ильича. Вот такое вот путешествие Ленина по мировой культуре. Потом уже в новой России эту песню использовали в КВН, ей же озвучивали ролики про другого Володю, который Путин.
Мишель Сарду «Vladimir Ilitch»
Популярная — топ-10 национального чарта — во Франции 1980-х песня-призыв к Ленину. Это одновременно воззвание к идеалам социализма на фоне краха левых идей в Восточной Европе («Ленин, вставай, они сошли с ума!», — поет Сарду), и попытка найти хоть какие‑то идеалы в мире победившего неолиберализма. Но даже если не углубляться, то это удивительное сочетание французской традиционной поп-музыки и ленинского наследия.
Manic Street Preachers «Revol»
Десакрализация образа «мистера Ленина» от главных леваков бритпопа с их лучшего альбома, «Holy Bible» (там же — посвящения трагедии холокоста, селфхарму и наркопотреблении). Тут Ленин сперва помещается в ряд остальных советских и российских правителей — вплоть до Ельцина — а затем выступает в качестве метафоры начала развития сексуальных отношений.
«Любмые песни Ильича»
Выпущенный «Мелодией» сборник песен, которые сочтены удобными для отождествления с окаменевшим образом Ленина. Микс из условно народных композиций про славное море священный Байкал с дубинушкой и «Интернационала» с «Марсельезой». Отрывок с пластинки потом тоже стал частью постмодернистской поп-культуры. С него начиналась песня U2 «Daddy’s Gonna Pay For Your Crashed Car».
«Гражданская Оборона» «Песня о Ленине»
Злобный и остервенелый панк с альбома «Война». Летов кричит, что Ленин — это Гитлер, Ленин — это Сталин, что Ленин — это молоток, которым нас вбивают. Пугающе реалистичная по факту песня о том, что Ленин как образ заменил собой идеологию и подмял под себя материальную культуру. И вечно юный, вечно с нами он всегда, всегда живой. Страшно.
Подробности по теме
Ленин жил: спецпроект «Афиши Daily» к 150-летию советского вождя
Ленин жил: спецпроект «Афиши Daily» к 150-летию советского вождя
Ленин о важнейшем из искусств — семнадцать моментов советской истории
Возможности кино как средства пропаганды, агитации и просвещения в стране широко распространенной неграмотности заинтриговали советских лидеров. Возможно, этому способствовало их увлечение новыми технологиями в целом. Ленин продиктовал эту записку в комиссариат просвещения, ведавший кинематографом, с просьбой составить программу действий на основе его директив.В феврале Луначарский имел беседу с Лениным, в которой, по воспоминаниям первого, Ленин сделал часто цитируемое заявление «что из всех искусств для нас самое важное — это кино».
Первоисточник: Впервые опубликовано в Kinonedelia No. 4 (1925).
Наркомату просвещения организовать контроль всех кинопоказов и систематизировать это дело. Все фильмы, показываемые в РСФСР, должны быть зарегистрированы и пронумерованы в Наркомате просвещения.Для каждой кинопрограммы должна быть установлена определенная пропорция:
а) развлекательные фильмы, специально для рекламы или получения дохода (разумеется, без непристойности и контрреволюции) и
б) в рубрике «Из жизни народов всех стран» — изображения с особым пропагандистским посланием, например: колониальная политика Великобритании в Индии, работа Лиги Наций, голодающие берлинцы и т. Д. И т. Д. Помимо фильмов, следует демонстрировать фотографии, представляющие пропагандистский интерес, с соответствующими субтитрами.Кинотеатры, находящиеся в частной собственности, должны приносить достаточный доход государству в виде арендной платы, а владельцам должно быть разрешено увеличивать количество фильмов и представлять новые, подлежащие цензуре Комиссариатом по образованию и при условии соблюдения надлежащей пропорции. поддерживается между развлекательными фильмами и пропагандистскими фильмами, относящимися к фильмам «Из жизни народов всех стран», чтобы у кинематографистов был стимул для создания новых картин. В этих пределах им должна быть предоставлена широкая инициатива.Старым марксистам и писателям следует проверять изображения пропагандистского и просветительского характера, чтобы избежать повторения многих печальных случаев, когда пропаганда с нами не достигла своей цели. Особое внимание следует уделить организации кинопоказов в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где наша пропаганда, следовательно, будет тем более эффективной.
Источник: В. И. Ленин, Собрание сочинений (Нью-Йорк: International Publishers, 1934), Vol. XLII, стр.388-389.
.
В.И. Ленин — Биография — IMDb
Обзор (4)
Мини-био (1)
В.И. Ленин родился 22 апреля 1870 года в Симбирске, Российская Империя, как Владимир Ильич Ульянов. Он был писателем, известным по произведениям «Ун’алба» (1920), «Падение династии Романовых» (1927) и «Ленин в 2012 году» (2013). Был женат на Надежде Крупской. Умер 21 января 1924 года в Горках Московской губернии РСФСР [ныне Горки Ленинские Московской области].
Супруг (1)
Товарный знак (1)
Лысая голова и борода Ван Дайка.
Общая информация (23)
Основатель коммунистической партии, он спланировал и осуществил революцию в России и приказал убить царя Николая II и царицу Александру и их детей. Затем переименовал Россию в Советский Союз и стал первым советским диктатором.
За свою жизнь использовал 140 псевдонимов.
Его отец был русского и, возможно, немного чувашского (азиатского) происхождения. Его дед по материнской линии был из еврейской семьи, а его бабушка по материнской линии имела немецко-шведское происхождение.
В.И. Ленин (тогда известный как Ульянов) был исключен с юридического факультета Казанского университета за участие в радикальных студенческих движениях в 1888 году. Тем не менее он поступил на юридический факультет Петербургского университета в качестве «экстерната» (один который не имел права посещать лекции) и окончил его в 1891 году.По окончании учебы он работал в профсоюзе, где основал первую коммунистическую группу.
Ленин рекомендовал Иосифа Сталина в коммунистический правящий орган, называемый Политбюро. В 1923 году Сталин сильно поссорился с Надеждой Крупской, женой Ленина, и Ленин заставил его официально извиниться.
Его старший брат был казнен в 1887 году за участие в заговоре против жизни царя. Предположительно, это вдохновило Ленина занять позицию против режима.
Он хотел, чтобы Лев Троцкий играл ведущую роль в Советском Союзе, назвав Иосифа Сталина в письме ЦК партии 1922 года слишком «грубым» и непригодным для руководства, беспокоясь о том, сколько личной власти Сталин собрал. В то время Ленин уже перенес инсульт и не ожидал, что проживет долго. Однако Троцкий был скорее интеллектуалом, и Сталину удалось привлечь на свою сторону влиятельных людей и поддержать связь с партийной бюрократией.Со временем он успешно взял под свой контроль и в конечном итоге изгнал Троцкого, а затем заказал его убийство.
В сотрудничестве с правительством Германии Ленину и примерно 30 другим большевикам было разрешено вернуться домой из ссылки в Швейцарии в Петроград (Санкт-Петербург) примерно через месяц после того, как царь Николай II был вынужден отречься от престола. Никому за пределами вагона не разрешалось контактировать с ними, пока они путешествовали по Германии, которая в то время находилась в состоянии войны с Россией. Уинстон Черчилль, который с самого начала сильно не любил большевистский режим, сравнил эту операцию с переносом «бациллы чумы в закрытой бутылке».
Недавно открытые архивы Кремля доказали, что именно Ленин и его круг коммунистов приказали казнить царя Николая II, его жену, детей и слуг.
Во время Октябрьской революции он возродил слово «коммунисты» в качестве политического обозначения — до этого использовалось слово «социал-демократы». За пределами России эти два ярлыка вскоре стали широко использоваться для отделения социалистов-реформистов, которые приняли капиталистическое общество, от жестких марксистских революционных партий.В Советской России реформисты вскоре были объявлены вне закона и заключены в тюрьму.
Придя к власти в октябре 1917 года, он сразу же сделал все возможное, чтобы искоренить насилие против евреев и гомосексуалистов, существовавшее во время правления царя Александра III и царя Николая II.
Он был воинствующим противником курения.
Происходил из относительно обеспеченной семьи.
Даже в некоммунистических кругах его считают одним из величайших революционных лидеров в истории.
Был страстным шахматистом.
Несмотря на бесчисленные города и достопримечательности, названные в его честь, и статуи по его подобию, Ленин был категорически против всех форм героического поклонения.
Советская Россия была единственной страной, признавшей самопровозглашенную Ирландскую республику в 1919 году. В 1922 году республику наследовало Ирландское свободное государство.
Вопреки общепринятому мнению, он никогда не пытался скрыть тот факт, что происходил из привилегированной среды или стыдился этого.Фактически, он гордился тем, что чувствовал, что полученное образование позволило ему сформировать свои идеалы и увидеть несправедливость.
Он призвал сторонников в Соединенном Королевстве поддержать Лейбористскую партию.
Его попытки искоренить антисемитизм в России были самыми масштабными в истории страны до и после. Однако в сталинские времена все эти реформы были отменены.
Личные цитаты (6)
Наивность в политике хуже преступления.
Капиталисты продадут нам веревку, на которой мы их повесим.
[из его наставления Феликсу Дзежинскому, основателю КГБ] Из всех искусств кино является самым важным для нас, коммунистов, для того, чтобы держать людей под контролем.
Уничтожив семью, вы разрушите страну.
Товарищ Сталин [Иосиф Сталин] не годится для руководства. Он слишком груб и малообразован.
Цель социализма — коммунизм.
.