Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard) (Участник, Персонаж, Режиссер): фото, биография, фильмография, новости
Жан-Люк Годар — классик мирового кинематографа. Культовый французский режиссер, сценарист, актер и продюсер.
Жан-Люк Годар родился в Париже в благополучной состоятельной семье: отец имел собственную врачебную практику, а мать была потомственным швейцарским банкиром. Во время Второй мировой войны семья спасается в Швейцарии, в 1948 году после развода родителей Годар возвращается в Париж. Он заканчивает лицей Ромер и поступает в Сорбонну, где получает диплом этнолога. Во времена обучения в Сорбонне Годар — завсегдатай киноклубов. Именно там он знакомится с Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом, Эриком Ромером и кинокритиком Андре Базеном. В 1950 году вместе с Риветтом и Ромером основывают газету «Gazette du cinéma», Годар пишет под псевдонимом Ганс Лукас.
Жан-Люк Годар: «Я писал статьи в форме рассказов или рассказы в форме статей. Я до сих пор настолько же критик как был в те времена. Единственное различие в том, что вместо того, чтобы теперь писать критику я её снимаю».
После финансирования и работы над двумя фильмами Риветта и Ромера семья отказывает Годару в материальной поддержке. У Годара начинается настоящая богемная жизнь, включающая кражу еды и денег, если потребуется. В 1952 его принимают писать заметки в знаменитую «Les cahiers du cinéma». Первую попытку снять собственный фильм Годар делает в 1952 году во время путешествия с отцом по Северной и Южной Америкам, но из этой поездки остается лишь небольшой фрагмент, снятый в салоне машины.
Творческий путь Жана-Люка Годара/Jean-Luc Godard
По возвращению Жан-Люк работает на строительстве дамбы в Швейцарии, на вырученные деньги снимает об этом «Операцию бетон» — свой первый фильм. Через год после съемок фильма в результате несчастного случая на дороге умирает его мать. Годар снова пишет для «Les cahiers du cinéma» и для журнала «Arts»
В 1961 году Годаром из видео водопада в Париже, сделанного Франсуа Трюффо был смонтирован фильм «История воды». Еще до выхода одного из ключевых фильмов в своей карьере «На последнем дыхании» Жан-Люк Годар считался одним из пионеров Французской новой волны благодаря своим критическим статьям и сценариям.
Французская новая волна — течение в кинематографе в 50-е — 60е годы во Франции, которое возникло в результате нежелания молодых режиссеров того времени снимать коммерческое кино по заранее сформированным стандартам. Режиссеры новой волны чтили Ренуара и Хичкока. Считается, что благодаря режиссерам Французской новой волны в 70-х годах возникла такая кинематографическая концепция как «Теория авторского кино».
С окончанием 60-х Годар отходит от новой волны и увлекается марксизмом. В 1968 году под действием кризиса и майских массовых демонстраций во Франции вместе с Жаном-Пьером Горином он создает группу «Дзига Вертов», названную так в честь советского режиссера. Группа распалась в 1972 году.
Жан-Люк Годар: «Группу «Дзиги Вертова» мы создали с намерением делать политическое кино политически. Мы назвали ее «Дзига Вертов» — не затем, чтобы осуществлять программу Вертова. Это был индивидуальный бунт, и с большим опозданием я понял, что должен теснее связать себя с великими социальными движениями»
в 2005 Квентин Тарантино назвал свою собственную кинокомпанию «Банда аутсайдеров», как и одноименный фильм Годара 1964 года, за что метр потребовал от Тарантино денежной компенсации.
В 2010 году Жан-Люк неожиданно возвращается с фильмом «Социализм», некой энциклопедией неким итогом кино. До этого он учавствоала в различных кинопроектах, таких как «На десять минут старше».
Жан-Люк Годар/Jean-Luc Godard Все, что нужно для фильма — это пистолет и девушка
В 1961 году Годар женится на актрисе датского происхождения Анне Карине, она играет главную героиню, проститутку в фильме «Жить своей жизнью». В 1964 году они разводятся.
В 1967 году во время съёмок «Китаянки» Жан-Люк Годар встречает свою вторую жену, актрису, внучку французского писателя Франсуа Мориака Анн Вяземски. В 1979 году они тоже разводятся.
В последние 20 лет режиссер живет в Швейцарии.
Жан-Люк Годар: «В фильме должно быть начало, середина и конец, — но не обязательно именно в этом порядке».
Фильмография Жана-Люка Годара/Jean-Luc Godard
Социализм (2010)
Катастрофа (2008)
Наша музыка (2004)
На десять минут старше: Виолончель (2002)
Хвала любви (2001)
Ради истории XXI века (2000)
Старые места (1998)
Моцарт — навсегда (1996)
История французского кино от Жан-Люка Годара (1995)
ЖЛГ — автопортрет в декабре (1995)
Эти смешные русские (1993)
Увы, мне… (1993)
Против забвения (1991)
Германия девять ноль (1991)
Новая волна (1990)
Сила слова (1988)
Французы глазами… (сериал) (1988)
Береги правую (1987)
Ария (1987)
Король Лир (1987)
Встреча с Вуди Алленом (1986)
Мягко стелет (1986)
Детектив (1985)
Хвала тебе, Мария (1984)
Имя Кармен (1983)
Страсть (1982)
Спасайся кто может (1980)
Как дела? (1978)
Здесь и всегда (1976)
Номер два (1975)
Письмо Джейн (1972)
Всё в порядке (1972)
В час ночи (1972)
Лотта в Италии (1971)
Владимир и Роза (1970)
Восточный фланг (1970)
Звуки Британии (1970)
Правда (1970)
Радость познания (1969)
Любовь и ярость (1969)
Фильм, как фильм (1968)
Сочувствие дьяволу (1968)
Уик-энд (1967)
Далеко от Вьетнама (1967)
Китаянка (1967)
Древнейшая профессия в мире (1967)
Две или три вещи, которые я знаю о ней (1966)
Сделано в США (1966)
Мужское-женское (1966)
Безумный Пьеро (1965)
Париж глазами шести (1965)
Альфавиль (1965)
Репортаж из Орли (1964)
Замужняя женщина (1964)
Самые прекрасные мошенники на свете (1964)
Банда аутсайдеров (1964)
Презрение (1963)
Карабинеры (1963)
Рогопаг (1963)
Маленький солдат (1963)
Жить своей жизнью (1962)
Семь смертных грехов (1962)
Женщина есть женщина (1961)
История воды (1961)
Шарлотта и ее Жюль (1960)
На последнем дыхании (1959)
Всех парней зовут Патрик (1959)
Кокетка (1955)
Операция бетон (1954)
Жан-Люк Годар
Актер
Режиссер
Сценарист
Продюсер
Монтажер
Оператор
-film.ru
-зрители
7,9IMDb
6film.ru
6,55зрители
5,9IMDb
-film.ru
6,87зрители
7,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,7IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
Я – КубаSoy Cuba, O Mamute Siberiano2005, документальный
-film.ru
6,33зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,2IMDb
-film.ru
7,27зрители
3,9IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
Имя КарменFirst Name: Carmen1983, драма, комедия, мелодрама, музыка, триллер
-film.ru
6,42зрители
6,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,4IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
-зрители
7,4IMDb
-film.ru
7,18зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
ШпионL’espion1966, драма, триллер
-film.ru
7,09зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
7,00зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
7,9IMDb
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
7,57зрители
7,8IMDb
-film.ru
7,87зрители
8,1IMDb
6film.ru
6,55зрители
5,9IMDb
3x3d3x3D2013, комедия, драма
-film.ru
6,49зрители
5,8IMDb
8film.ru
6,54зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
7,30зрители
6,7IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
7,27зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
7,25зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
7,27зрители
6,5IMDb
Имя КарменFirst Name: Carmen1983, драма, комедия, мелодрама, музыка, триллер
-film.ru
6,42зрители
6,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
6,91зрители
5,9IMDb
-film.ru
7,27зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
Уик-эндWeek End1967, драма, комедия, приключения
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
7,4IMDb
СегодняLe plus vieux metier du monde1967, комедия, драма
-film.ru
-зрители
5,4IMDb
-film.ru
7,18зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
-film.ru
7,29зрители
7,5IMDb
АльфавильAlphaville1965, детектив, драма, триллер, фантастика
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
6,92зрители
7,2IMDb
-film.ru
7,00зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
7,0IMDb
-film.ru
7,08зрители
8,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,5IMDb
-film.ru
7,57зрители
7,8IMDb
6film.ru
6,55зрители
5,9IMDb
3x3d3x3D2013, комедия, драма
-film.ru
6,49зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
7,27зрители
6,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
6,91зрители
5,9IMDb
-film.ru
7,27зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
Уик-эндWeek End1967, драма, комедия, приключения
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
7,4IMDb
СегодняLe plus vieux metier du monde1967, комедия, драма
-film.ru
-зрители
5,4IMDb
-film.ru
7,18зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
-film.ru
7,29зрители
7,5IMDb
АльфавильAlphaville1965, детектив, драма, триллер, фантастика
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
7,00зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
7,08зрители
8,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,5IMDb
-film.ru
7,57зрители
7,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
7,25зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,0IMDb
-film.ru
7,27зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
7,27зрители
5,5IMDb
Жан-Люк Годар в свои 90 по-прежнему полон творческих сил
Жан-Люк Годар рассказыввает о визуальных образах в ходе онлайн-трансляции в Instagram-аккаунте ECAL (Кантональной художественной школы Лозанны) в разгар пандемии коронавируса — 7 апреля 2020 г. Keystone
«Полный жизни и ясно мыслящий» кинорежиссер отметил на прошлой неделе свой 90-летний юбилей. Его жизни и творчеству посвящены многочисленные ретроспективы.
Этот контент был опубликован 08 декабря 2020 года — 10:00
Русскоязычная редакция SWI swissinfo и Keystone-ATS
Доступно на 3 других языках
Жан-Люку Годару исполнилось 90 лет 3 декабря. Его юбилей отмечается ретроспективами, в основном в немецкоязычной Швейцарии. «Полный жизни и ясно мыслящий», по словам его главного помощника и правой руки Фабриса Араньо (Fabrice Aragno), франко-швейцарский режиссер сейчас работает над двумя новыми полнометражными фильмами.
«Самого режиссера не слишком заботит круглая дата, но по случаю юбилея все же будет проведено несколько мероприятий», — говорит его ассистент. В частности, планируется небольшое турне по немецкоязычной Швейцарии, где фильм «Книга образа» (другие версии названия – «Образ и речь», «Книга с картинками», фр.: Le livre d’image) ещё не показывали.
В сам день рождения мастера в кинотеатре Rex в Берне были показаны фильмы «Прощай, речь!» (Adieu au language) (2014) и «Книга образа». Последний получил специальный приз жюри Каннского кинофестиваля в 2018 году.
Фестивали по всему миру
По такому случаю Жан-Люк Годар согласился выпустить немецкую версию под названием Bildbuch, который сам и озвучил. «В фильме он много говорит, и дублировать его голосом другого актера было бы попросту невозможно», — объясняет Фабрис Араньо. Ретроспективы его работ запланированы в Базеле и Цюрихе, а также во франкоязычной Швейцарии, но коронавирус немного задерживает реализацию этих планов.
Выставка «Чувства, знаки, страсти. О ”Книге образов”», которая проходила этим летом в Ньонском замке в рамках международного кинофестиваля Visions du Réel, имела большой успех. «Есть идея привести эту выставку и в другие страны Европы, если, конечно, коронавирус не нарушит планы», — добавляет соратник Годара.
Фильмы Жан-Люка Годара также будут представлены на фестивалях по всему миру. А Cinémathèque suisse, знаменитый кинотеатр в Лозанне, посвятит творчеству Годару два дня: 8 января и 11 февраля здесь покажут три самых известных фильма режиссера.
Два фильма в работе
Что касается актуальной творческой деятельности Годара, «два проекта находятся в стадии разработки, они «разложены» на кухонном столе Жан-Люка, а также на моих рабочих верстаках», — рассказывает Фабрис Араньо. На данный момент он смог сказать лишь то, что это два разных фильма, и что мастер уже начал съемки одного из них.
Араньо подчеркивает, что у Годара по-прежнему «очень живой ум, острый взгляд и четкая точка зрения». В частности, «в эпоху цифровых технологий, которые связывают нам руки, растворяют нас, сглаживают зрительные образы, создатель фильмом показывает то, что мы больше не видим или не хотим видеть. За свою плодотворную карьеру он не снял ни одного фильма, который был бы похож на другой, но их ясность с самого начала была одинаковой», — отмечает Фабрис Араньо.
Новая волна
Годар с его радикальной эстетикой — один из режиссеров, оставивших величайший след в кино, причем не только в 1960-х годах. Будучи одним из основателей Французской новой волны, он порвал с кинематографическими канонами, чтобы создать собственный экспериментальный язык кино.
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже в семье французов швейцарского происхождения. Его детство прошло в Ньоне, в кантоне Во. Он изучал этнологию в Париже, затем планировал стать писателем, художником, но в итоге занялся кино.
Он любит сигары, страстно увлечен теннисом и склонен к провокациям. Годар непредсказуем и, кажется, получает удовольствие, выступая в роли смутьяна для СМИ, циника и куртуазного мизантропа.
Годар создал огромное количество работ. Он был режиссером или участвовал почти в 150 фильмах и видео. Один из самых известных его полнометражных фильмов — «На последнем дыхании» (1959) — стал флагманом Новой волны. За ним последовали «Презрение» (1963), «Безумный Пьеро» (1965), «Китаянка» (1967), «Спасай, кто может (свою жизнь)» (1980), «Имя: Кармен» (1983) и восемь серий «Истории кино» (1988–1998).
Среди его муз были и две его супруги — Анна Карина, а затем Анна Вяземски. С 1977 года он живет со своей спутницей из Лозанны, режиссером-сценаристом Анн-Мари Мьевиль, в городке Ролль на берегу Женевского озера.
Вне моды
В последние годы его фильмы все чаще исследуют прошлое и настоящее. Будучи виртуозом монтажа, режиссер сочетает в своих работах кинодокументалистику, художественное кино и точные исследования, смешанные с философскими и художественными отсылками и размышлениями о мире утратившего иллюзии человека.
Будучи обладателем множества наград, Жан-Люк Годар был и остается загадкой для широкой публики. Его творчество — вне моды, и оно нарушает привычный ход вещей. «Его работы с гордостью несут идею кинематографа, в отличие от коммерческого кино, которое упивается собой, упав ниже плинтуса», — говорит Фабрис Араньо. Три четверти работ Годара были провалами с коммерческой точки зрения, но это не мешает ему продолжать работать даже сейчас, в возрасте 90 лет.
Статья в этом материале
Ключевые слова:
На высокой волне: за что мы любим «заумного» Годара | Статьи
Символу французской «новой волны», режиссеру, философу, публицисту, поэту, критику Жан-Люку Годару 3 декабря исполнилось 90 лет. Юбилей он встречает в своем швейцарском доме, занятый подготовкой очередного фильма. Полвека назад он изменил мировой кинематограф, и снимать фильмы как раньше стало невозможно. Его обличали и ненавидели, им восхищались, его боготворили и боготворят миллионы синефилов. К юбилею мастера «Известия» выбрали шесть лент, которые помогут понять Годара лучше. И не только понять, но и полюбить навсегда.
«На последнем дыхании» (1960)
Дебют Годара, до того влиятельного кинокритика, мгновенно поделил историю кино на «до» и «после». Так никто никогда не снимал. Прежде всего это был довольно странный монтаж. Стремительный, рваный, герои начинали говорить в одном месте, а заканчивали фразу уже в другом, мгновенно преодолевали километры пути. Было ощущение, что от повествования остался только голый нерв или голая мысль, пульсирующая, не желающая останавливаться ни на секунду. Так Годар дал старт интеллектуальному кино, где постоянно нужно было думать, узнавать цитаты из фильмов, книг, даже статей.
Фото: Rialto
Правда, всё это стало осознанной концепцией лишь позже. Известно, что он снимал картину с микроскопическим бюджетом, используя стулья на колесиках вместо тележки для камеры. Говорят, ему не хватало пленки, поэтому он экономил на каждой сцене, из-за этого монтаж стал таким стремительным. Еще говорят, что режиссер Жан-Пьер Мельвиль (у него в фильме камео, где он спародировал Набокова) посоветовал Годару сократить картину, и тот с готовностью отрезал начало и конец у каждой сцены.
Сюжет фильма рассказывает о мелком автоугонщике Мишеле (Жан-Поль Бельмондо) и его подружке — студентке, журналистке, американке Патриции (Джин Сиберг). Вместе они угоняют машины, целуются и болтают о всякой ерунде вперемежку с афористичными рассуждениями о смысле жизни. Но Мишель ради забавы убил полицейского, так что теперь за ними охотится вся Франция. Бандиту наплевать: его идеал, как и у Годара, — Хамфри Богарт, романтический герой, готовый умереть, но бросить вызов всему миру и оказаться в объятиях любимой женщины. Только Мишель — это умышленно жалкая пародия на Богарта, да и всё действие — условный фарс, где герои смотрят в камеру и с удовольствием цитируют любимые киноленты режиссера. В основном американские, потому что «новая волна» вся вышла из одержимой страсти к золотому веку Голливуда.
«Презрение» (1963)
После «На последнем дыхании» практически все картины Годара в течение последующих 6–7 лет — безусловные шедевры, стопроцентная классика. Большую их часть Годар снял со своей музой Анной Кариной. Но «Презрение» — фильм не только гениальный, но и этапный: Годаром, до этого снимавшим за минимальные деньги, заинтересовались большие продюсеры. Ему выдали приличный бюджет, съемки проходили в Италии, и главной звездой стала популярнейшая в то время Брижит Бардо.
Годара умоляли вставить в картину как можно больше аппетитных сцен с ее участием, но он в итоге скорее издевался над красотой актрисы, чем дразнил зрителя.
Фото: Rome Paris Films
Сюжет одноименного романа Альберто Моравиа здесь в целом оставлен без изменений. Сценарист и писатель Поль (Мишель Пикколи) мечтал бы заниматься только шедеврами, но в итоге зарабатывает огромные деньги сценарными халтурками. Его новая работа — переделка сценария новой ленты Фрица Ланга «Одиссея» (классик играет самого себя).
Ланг хочет делать артхаус, а его американский продюсер Джереми (Джек Пэланс) мечтает о роскошном пеплуме с голыми красотками и жестокими драками. Джереми чувствует, что с продюсером надо дружить, он даже уступает ему свою жену Камиллу (Бардо), но та в ответ обливает мужа презрением: продал ее талант, мечты, да и ее саму тоже. И всё это разворачивается на фоне залитых солнцем итальянских пейзажей и проекта, над которым работает Ланг и который изображен так, что хочется смотреть и этот вымышленный фильм.
«Безумный Пьеро» (1965)
Самый красочный фильм режиссера снят в продвинутой для того времени системе «Синемаскоп», и Годар не был бы Годаром, если бы не использовал такой шанс для игры с цветом. Красный, синий и желтый ведут здесь бесконечную перекличку, заставляя зрителя гадать об истинных намерениях автора.
«Пьеро» — своеобразная пародия на фильм «На последнем дыхании». Главного героя опять играет Бельмондо (это его четвертая и последняя лента с Годаром), его Фердинанд со своей старой знакомой Марианной (Анна Карина, на съемках они с Годаром развелись) бросается в бега, угоняя машины и убивая людей. Только тут мужчина и женщина меняются местами: именно Марианна связана с преступным миром, а Фердинанд — обычный альфонс и псевдоинтеллектуал.
Фото: Janus Films
Герои постоянно обсуждают актуальные события, например, вспоминают выход советского космонавта Алексея Леонова в космос. В этом фильме Годар, как и раньше, цитирует всё и вся, включая собственные картины, и становится всё более социально ориентированным режиссером, на примере влюбленных наглядно демонстрирует, что побег от реальности закончится плохо. Кинематографисты приняли фильм прохладно. В Венеции он не получил ничего, номинации на «Оскар» не удостоился, зато стал самой успешной лентой Годара у зрителей. А Оливер Стоун и Квентин Тарантино не устают признаваться картине в любви.
«Владимир и Роза» (1971)
В конце 1960-х Годар так погрузился в политическую деятельность, что в какой-то момент осознал невозможность снимать традиционные кинокартины. В составе созданной им и рядом единомышленников группы «Дзига Вертов», названной в честь великого русского документалиста, он стал делать фильмы-плакаты, предназначены они были не для кинопроката, а для демонстраций в университетах, политических кружках, на заводах, то есть везде, где кипело недовольство. Где была жизнь.
Фото: Munich Tele-Pool
«Владимир и Роза» в метафорической форме рассказывает о суде над «чикагской семеркой». Совсем недавно Netflix выпустил нашумевший игровой фильм об этом, так что сюжет сегодняшнему зрителю знаком. Годар и его соавтор Жан-Пьер Горен открыто размышляют вслух в кадре, как это делали до них Жан Руш и Эдгар Морен в «Хронике одного лета». Но если последних больше интересовало, может ли социология расшифровать души молодых людей, то рефлексия Годара наполнена антиамериканским и антибуржуазным пафосом.
По сути, он переформулирует идеи своих игровых картин более прямым и доступным способом, хотя киноязык остается все равно авангардистским. Да и о процессе лучше почитать заранее, чтобы понять, почему судью Годар называет Гиммлером. А «Владимир» в названии — это, между прочим, Ленин, идеи которого здесь также озвучиваются и поддерживаются.
«Имя «Кармен» (1983)
Зрелый, полный самоиронии фильм, увязывающий творчество Годара, например, с бунюэлевским. Одна из лучших картин режиссера, завоевавшая «Золотого льва» в Венеции. Среди героев тут сам Годар. У него как будто жесточайшая депрессия, он отказывается выходить из больницы. Сценарий не пишется, цитаты Мао в голове не складываются. И тут к нему в палату заявляется племянница по имени Кармен. Ей очень нужны ключи от его квартиры на берегу моря, она с друзьями будет там снимать фильм. Как тут откажешь?
Фото: Films A2
Дальше жизнь (вымышленная) смешивается с классическим сюжетом, где у Кармен появляется возлюбленный, военный Джозеф, бросающий ради нее пост и устремляющийся навстречу приключениям. И непонятно, то ли они разыгрывают историю Кармен, перепридуманную Годаром, то ли девушка действительно снимала кино и на какое-то время увлеклась симпатичным парнем — в фильме, кстати, немало смелых сцен, где обнаженные герои ведут пространные диалоги об искусстве и политике.
Но, возможно, всё это не имеет к кино никакого отношения, потому что племянница Годара — член террористической группировки и готовит вполне реальную трагедию. Грань здесь неясна, но узор из предполагаемых линий сюжета режиссер выткал изысканный. А заодно и над собой посмеялся.
«Прощай, речь» (2014)
В последние годы некогда плодовитый Годар стал снимать редко — по фильму в 4–5 лет. Зато каждый из них оказывается скандалом. Часть зрителей немедленно объявляет, что теперь-то старик точно сошел с ума и вот вам доказательства, чего еще ждать? Другие же с горечью констатируют: пожилой Годар до сих пор обгоняет время настолько, что понять его язык массам суждено, вероятно, только спустя десятилетия.
В этой картине, снятой в новомодном 3D, количество действующих лиц сведено к минимуму: мужчина, женщина и собака (собственный пес режиссера, между прочим), а зрителю предлагается бесконечный набор литературных цитат, сплетенных в перенасыщенные диалоги. Годар честно в финале дает список источников, он огромный.
Фото: Премиум Фильм
Поначалу кажется, что задача автора — разобраться, способны ли мы понимать друг друга. На самом деле она глубже: проникнуть в смысл такого явления, как речь, и найти для него достойное место среди таких величин, как «секс», «жизнь», «смерть» и «рождение»: в финале мы слышим детский плач. Это фильм-ребус, фильм-зеркало, фильм-тайна. В одном из своих ранних произведений режиссер заставляет героя сказать, что кино — это правда со скоростью 24 кадра в секунду. Но что такое вообще правда и отличается ли она от лжи, Годар всегда предоставляет решать зрителю.
«На последнем дыхании» Годара выходит в российский прокат
© «Иноекино»
5 августа компания «Иноекино» выпускает на экраны кинотеатров 50 городов России фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Картина будет демонстрироваться в отреставрированной 4К-версии на французском языке с русскими субтитрами.
«»На последнем дыхании» — полнометражный дебют Жан-Люка Годара, ставший манифестом французской новой волны и одним из ключевых произведений киноискусства. Годар буквально переписал правила кино за счет рваного монтажа, слома «четвертой стены», аллюзий на нуар и многочисленных отсылок и цитат», — говорится в сообщении на сайте компании «Иноекино».
«Но фильм не просто учебник по новаторскому киноязыку, но вдохновляющий гимн жизни, юности и свободе. Ручная камера легендарного оператора Рауля Кутара идеально ухватила атмосферу парижских улиц и квартир, где стремительно развивается история любви и предательства. Главные роли сыграли Жан-Поль Бельмондо, которому фильм принес мировую славу, и Джин Сиберг, одна из икон новой волны, а над сценарием работали Франсуа Трюффо и Клод Шаброль».
В 2020 году компания Studiocanal, Национальный центр кинематографии и анимации и лаборатория L’Image Retrouvée завершили новую 4К-реставрацию фильма.
За основу был взят оригинальный негатив, состоящий из двух видов пленки — Gevaert Belgium и Ilford Panchromatic. Разница в их текстуре — одна из особенностей картины, и это важно было сохранить в процессе реставрации. Для калибровки изображения использовали отреставрированную копию 2009 года, подготовленную под контролем Рауля Кутара. Реставрации также подверглась звуковая дорожка.
- «На последнем дыхании» (À bout de souffle, Франция, 1960)
Режиссер: Жан-Люк Годар
Авторы сценария: Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо
Оператор: Рауль Кутар
Композитор: Марсиаль Солаль
Художник-постановщик: Клод Шаброль
В главных ролях: Жан-Поль Бельмондо, Джин СибергСинопсис: Мишель Пуаккар, мелкий жулик и поклонник Хамфри Богарта, угоняет машину и убивает преследующего его полицейского. Вернувшись в Париж, он возобновляет отношения с Патрисией, американской студенткой-журналисткой, которая очарована его безбашенностью и самонадеянностью. Они проводят дни, воруя машины, занимаясь любовью и разговаривая обо всем на свете. Их цель — достать деньги и сбежать в Италию. Но на след Мишеля нападает полиция…
Понравился материал? Помоги сайту!
Подписывайтесь на наши обновления
Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней
Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен
RSS-поток новостей COLTA.RU
«Дзига Вертов» и маоизм: как бунтарь «новой волны» Годар стал политическим агитатором
- Алексей Ильин
- Би-би-си
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Годар стал одним из главных реформаторов французского кино 1960-х
3 декабря исполняется 90 лет одному из родоначальников французской «новой волны» в кинематографе Жану-Люку Годару. Пик его творчества пришелся на бурные 1960-е, когда он участвовал в студенческих протестах, увлекался маоизмом и создал радикальную киногруппу, названную в честь пионера советского кино Дзиги Вертова.
В конце 1950-х во французское кино ворвались группа молодых кинокритиков, которые решили бросить вызов старому, патриархальному представлению о кинематографе. Вместо традиционных картин с предсказуемым сценарием и стандартным набором операторских приемов они начали снимать недорогие, свободные от всяких условностей и правил фильмы, смело экспериментировать со звуком и монтажом.
Основоположниками нового стиля стали Клод Шаброль, Жак Ривет, Эрик Ромер, Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар. Все они работал в знаменитом французском журнале Cahiers du Cinéma и хорошо знали историю (тогда еще весьма недолгую) мирового кинематографа. Взамен традиционной, «конвейерной» системы кинопроизводства они предложили Теорию авторского кино, согласно которой в центре любого кинопроекта стоит фигура режиссера: он активно участвует во всех этапах создания фильма и формирует свой собственный уникальный киноязык.
Первый полнометражный фильм Годара «На последнем дыхании» (1960) стал одним из главных символов новой волны и прославил молодого, 26-летнего актера Жана-Поля Бельмондо. Съемка ручной камерой с инвалидной коляски, резкий монтаж, импровизированные разговоры о сексе и политике и постоянные цитаты из киноклассики — все это привлекло внимание зрителей и критиков.
К начинающему режиссеру пришла громкая слава, а впоследствии знаменитый кинокритик и лауреат Пулитцеровской премии Роджер Эберт даже назвал «На последнем дыхании» лучшим дебютом в истории кино со времен «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса.
Следующий фильм режиссера — «Маленький солдат» (1961) — был запрещен к показу из-за жестких по тем временам сцен пыток. Шпионская драма, действие которой разворачивается в Женеве на фоне Алжирской войны, вышла в прокат только в 1963 году.
Несмотря на этот запрет, Годар продолжал снимать остросоциальное в кино с героями-бунтарями, которые постоянно говорят о политике — в частности, осуждают начавшуюся войну во Вьетнаме и критикуют буржуазную идеологию. Постепенно взгляды Годара становятся все более левыми, что особенно отчетливо видно в фильме «Китаянка» (1967), герои которого — французские студенты — увлеченно изучают и обсуждают жизнь и учение китайского лидера Мао Цзедуна.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
В ранних фильмах Годара снимался молодой Жан-Поль Бельмондо
Поворотным пунктом жизни и творчестве Годара становятся студенческие волнения 1968 года, в которых он принимал активное участие. Режиссер все сильнее увлекался политическим кино и стал одним из основных идейных вдохновителей движения «новых левых», участники которого критиковали капитализм, но при этом противопоставляли себя традиционным компартиям. Именно тогда у Годара и родился замысел создать собственный левый киноколлектив.
«Рабочий кино»
В 1967 году Годар вместе с режиссером Жан-Пьером Гореном создает экспериментальное кинообъединение, которой они называют в честь советского режиссера-авангардиста Дзиги Вертова.
В своем манифесте, опубликованном в 1967 году, режиссер объяснял такой шаг тем, что к концу 1960-х годов он был «отвергнут нормальным кино», внутри которого ему больше «не удавалось продолжать бунт» и в котором на него смотрели «как на рокера или анархиста». Сам же Годар теперь определял себя как «рабочий кино».
«Группу «Дзиги Вертова» мы создали с намерением делать политическое кино политически, — пишет Годар. — Мы назвали ее «Дзига Вертов» — не затем, чтобы осуществлять программу Вертова, а затем, чтобы поднять его как знамя против Эйзенштейна, который, если разобраться, уже был режиссером-ревизионистом, в то время как Вертов в начале большевистского кино выдвинул совсем другую теорию. Она заключалась в том, что надо просто открыть глаза и познавать мир во имя диктатуры пролетариата».
Если в своих первых картинах Годар все же придерживался определенных драматургических и жанровых правил, то теперь его картины практически полностью лишились сюжета, а граница между документальным и художественным кино окончательно стерлась. Основное внимание теперь было уделено именно политическим высказываниям, и кино стало играть роль своего рода агитплаката. В титрах фильмов даже не указывались фамилии создателей, чтобы показать таким образом преобладание коллективного социалистического над индивидуальным капиталистическим.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
В 1970-х годах Годар отошел от экспериментов с агитацией и вернулся в «большое кино» (на фото с актрисой Изабель Юппер)
Группа «Дзига Вертов» просуществовала с 1968 по 1972 год, за это время было снято восемь экспериментальных картин. Сам Годар в интервью изданию Politique Hebdo в апреле 1972 года рассказывал, что фильмы были сняты по заказу телекомпаний разных европейских стран, однако в итоге не были приняты заказчиками и до широкого зрителя так и не дошли.
Впрочем, на кассовый успех Годар изначально и не рассчитывал. Фильмы «Дзиги Вертова» довольно тяжело воспринимать не только из-за отсутствия сюжета, но и из-за сложной звуковой структуры и нагромождения противоречивых политических рассуждений.
Например, один из самых известных фильмов группы — «Владимир и Роза» (1971) — является очень вольной интерпретацией громкого суда над «чикагской семеркой» (группы американских студентов, протестующих против войны во Вьетнаме) в 1968 году. В фильме судья по имени Эрнст Адольф Гиммлер во время суда пишет заметки на развороте эротического журнала Playboy, а за кадром Владимир Ленин ведет политические споры с неким Карлом Розой (аллюзия с основателями компартии Германии Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург). Роль Ленина в фильме исполняет сам Годар, а роль его оппонента – Горен.
Еще более радикальное художественное решение было выбрано для следующего фильма «Дзиги Вертова» — «Письмо Джейн» (1972). На протяжении практически всех 50 минут картины зритель видит лишь одну черно-белую фотографию американской кинозвезды Джейн Фонды, сделанную во время ее визита в Северный Вьетнам в 1972 году. Фото сопровождается закадровыми комментариями Годара и Горена на английском языке.
«Вьетнамец тут находится на заднем плане, но за ним мы чувствуем невероятно мощную машину, построенную народом Вьетконга. А за плечами кинозвезды вы будто видим гнусную смертельную машину капитализма с циничной скромностью и замешательством во взгляде», — говорят авторы, призывая президента США Ричарда Никсона прекратить бомбардировки и услышать требования северовьетнамских коммунистов.
В том же году Фонда сыграла главную роль и в другом фильме «Дзиги Вертова» — «Все в порядке». Там она играет журналистку, которая вместе с мужем-режиссером (Ив Монтан) отправляется на колбасную фабрику и попадает в самый эпицентр забастовки рабочих-маоистов.
Со своими фильмами Годар и Горен активно ездили по стране. В основном их политические кинопамфлеты демонстрировались перед студентами и рабочими коллективами, однако прибыли и успеха своим авторам практически не приносили.
В 1972 году группа «Дзига Вертов» распалась, однако Годар и после этого на какое-то время остался верен малобюджетному экспериментальному кино. В 1974 году он создал экспериментальную видеостудию в Гренобле, которая занималась производством видеороликов.
«Самовлюбленное кривляние»
Несмотря на пропаганду левых идей и острую критику капитализма, Годару не удалось снискать любовь советских критиков и киноведов, а в советский прокат ни один его фильм не попал.
В СССР фильмы Годара критиковали за чрезмерно экстравагантный стиль, отсутствие внятного сюжета и посыла, слишком вольные диалоги и образы. Фильмы же «Дзиги Вертова» ругали особенно активно — за критику советской модели социализма и неуважительное отношение к советской киноклассике.
«Многие западные кинокритики, да и кое-кто у нас, склонны называть это новаторством, экспериментаторством, творческими поисками. Я назову это эпатацией зрителя, политической безответственностью и самовлюбленным кривлянием», — писал в 1969 году известный советский киновед Ростислав Юренев.
«Подпольные» фильмы Годара — Горена являют собой бессвязный набор кадров (разыгранные сценки, куски хроники, фотографии, рисунки, плакаты), отражающий не столько кризисное состояние мира, сколько кризисное состояние авторского сознания, сумбурные скачки и метания по поверхности явлений», — возмущалась в 1973 году кинокритик Марианна Шатерникова.
Свои творческие споры с Годаром описывал и советский кинорежиссер, педагог ВГИКа Михаил Ромм. Он вспоминал, что ему не нравилось, как французский постановщик идеализирует культурную революцию в Китае и критикует советские кино за излишнюю буржуазность.
«Человек нервный, политически не слишком грамотный, столкнувшись со сложностями современного мира, не нашел иного выхода, кроме обращения в новую, простую, как мычание, веру, в наивный и грубый догматизм, в открытую демагогию. Я бы сказал — наглую демагогию», — говорил Ромм в интервью корреспондентам «Литературной газеты».
Сам Годар в интервью газете Monde в 1975 году говорил, что его увлечение маоизмом и уход из «большого кино» в область политических агитплакатов были лишь временным явлением и своеобразным творческим поиском.
«Говорят, что я экстремист; на самом деле я из золотой середины, я человек, которому нужны две крайности, человек, который всегда любил контрасты… Я никогда не ощущал этот период как отказ [от кино]. Я почувствовал, что заблудился, и переход на идеологический язык пошел мне на пользу, поскольку позволил определиться и снова найти дорогу», — признавался кинематографист.
ГОДАР ЖАН-ЛЮК — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
/ Ориг.: фр. Jean-Luc Godard
Французский кинорежиссер, сценарист. Один из главных представителей французской новой волны.
Семья. Ранние годы
Происходил из обеспеченной семьи. Отец Поль, будучи сам медиком, возглавлял столичную клинику. Мать Одиль Моно была представительницей уважаемого семейства банкиров из Швейцарии. Именно туда семья перебралась в 1934 г. Позже мальчик поступил в школу в женевском пригороде Ньоне. В Швейцарии он провел все военные годы. В 16 лет перешел в парижский лицей Бюффона. Тогда подростком он открыл для себя киноискусство и даже пробовал себя в литературе. Однако эти увлечения сильно отвлекали от учебы, что все-таки не помешало молодому человеку стать студентом Сорбонны в 1949 г., где он занимался антропологией. Страсть к кино и тогда не оставляла Годара – много часов он посвящал киноклубам и знаменитой французской синематеке. В начале 1950-х он даже стал публиковать статьи о кино в журнале «Cahiers du Cinema».
Творческий путь
Кинодебютом молодого режиссера стала короткометражка 1954 г. «Операция бетон». За ней последовали еще несколько картин в этом жанре. Для фильма Франсуа Трюффо «История воды» (1957) Годар совместно с первым пишет сценарий.
1960 г. знаменуется выходом дебютной полнометражной картины Годара «На последнем дыхании» с Жаном-Полем Бельмондо, которая стала одним из главных фильмов зарождавшейся новой волны (за нее режиссер получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля). Вся первая половина 60-х гг. проходит для режиссера под знаком новой волны. Фильмы этого периода: «Маленький солдат» 1960 г., «Жить своей жизнью» 1962 г. (две награды Венецианского кинофестиваля), «Карабинеры» 1963 г., «Презрение» 1963 г. (главная роль – Брижит Бардо), «Безумный Пьеро» 1965 г. с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли, антиутопия «Алфавиль» 1965 г., «Две или три вещи, которые я знаю о ней» 1966 г., «Мужское-женское» 1966 г. Героев этих картин можно назвать бунтарями, неудовлетворенными существующими правилами и порядками и ищущими себя в этом мире. Главной музой этого периода творчества для Годара становится актриса Анна Карина.
Т.н. Маоистский период Годара характеризуется созданием нескольких картин в 1967 г., самая яркая из которых «Китаянка». В них внимание режиссера обращается на тему революции.
Свои левые взгляды Годар выразил во время майских событий 1968 г. во Франции, также продолжая говорить о социализме и проблемах современного ему общества в своих фильмах («Правда» и «Ветер с Востока» 1970 г., «Владимир и Роза» и «Борьба в Италии» 1971 г., «Здесь и там» 1976 г.). В это время режиссер примыкал к творческой группе «Дзига Вертов» (1968-1972).
В середине 1970-х он начинает экспериментировать с цифровыми технологиями как новым средством творческого самовыражения (фильмы «Номер два» 1975 г., «Как дела» 1978 г.).
Цифра не оставляет Годара и в поздний период творчества, который условно можно начать с 1980-х гг. Однако темы в основном не меняются: это высказывание левых политических взглядов, размышление над социально-политическими проблемами Франции и мира вообще (картины «Спасай, кто может (свою жизнь) 1980 г., «Страсть» 1982 г., «Имя: Кармен» 1983 г.).
1990-е характеризуются фильмами «Новая волна» (1990), «Сто лет французского кино» (1995), «Моцарт – навсегда» (1996), «История(и) кино» (1998). Главным фильмом Годара 2000-х можно по праву назвать картину «Социализм» 2010 г. В 2014 г. режиссер снимает фильм в 3-D «Прощай, речь», за который награждается призом жюри кинофестиваля в Каннах. В 2018 г. выходит фильм «Книга образа».
За свои воззрения Годар часто подвергался критике и обвинениям в антисемитизме. Поэтому вручение мэтру «Оскара» Американской киноакадемией в 2011 г. за вклад в развитие кинематографа было воспринято многими неоднозначно.
Личная жизнь
Был женат дважды. В 1961-1964 гг. супругой режиссера была его киномуза тех лет актриса Анна Карина. С 1967 по 1979 г. состоял в браке с Анн Вяземски, сыгравшей главную роль в его фильме «Китаянка».
4 лучших фильма Жана-Люка Годара, по мнению Мишеля Хазанавичюса
Мишель Хазанавичус провел много времени, изучая первое десятилетие Годара для нового фильма и делится своими любимыми.
Жан-Люк Годар был одним из самых известных режиссеров на протяжении почти 60 лет, и в ближайшее время он не собирается останавливаться на достигнутом. На Каннском кинофестивале 2018 87-летний режиссер представит «Книгу изображений» в рамках официального конкурса. Однако, хотя статус Годара не изменился, легенда французской новой волны далека от тех фильмов, которые он снимал в течение первого десятилетия своей карьеры, когда его причудливый и смелый формализм превратил его во всемирно известного художника.Его переход в более злого отшельника, более склонного к экспериментальным проектам с абстрактными политическими взглядами, составляет центральную часть «Godard Mon Amour» (предыдущее название «Redoubtable»), игривой драматизации режиссера Мишеля Хазанавичиуса молодого Годара (Луи Гаррель) и его творчества. отношения с музой Анной Вяземски (Стейси Мартин). Вяземский, скончавшийся в прошлом году, написал мемуары, которые легли в основу фильма, но «Godard Mon Amour» — это по большей части референдум о создателе фильма, который стал недовольным окружающим миром.
Это не первый раз, когда Хазанавичюс, оскароносный режиссер фильма «Художник», погружается в историю кино. Однако, как французскому киноману, этот проект имел для него особый резонанс. «У меня были очень классические отношения к Годару и его фильмам», — сказал он в интервью на этой неделе. «Мне очень понравилось первое десятилетие, его ранние работы. Затем, когда он начал ходить в то очень политическое, радикальное кино в 70-х, я немного запутался. Я всегда возвращаюсь к первым.”
Готовясь к новому фильму, Хазанавичюс сосредоточился на первом периоде. «Я пересмотрел их все», — сказал он. «Это было действительно круто. действительно думаю, что режиссера можно узнать по его фильмам. Я многое узнал о жизни Годара, и это совсем другой опыт — пересмотреть эти фильмы и узнать, через что он проходил в данный момент ».
Режиссер назвал следующие четыре названия своими любимыми из первой главы карьеры Годара.
«Бездыханный» (1960)
В оригинальном дебюте
Годара снимается Жан-Поль Бельмондо в роли двухбитного гангстера, который моделирует себя по образцу Хамфри Богарта, и завязывает роман с молодой американкой, которую играет Джин Себерг.Фильм был особенно примечателен тем, как в нем были смешаны мотивы американских криминальных фильмов в свободную стилизацию, которая познакомила мир с разрозненной эстетикой Годара.
«Что меня поразило в этом, так это свобода, которую он имел, — сказал Хазанавичюс. «На самом деле он не так сильно заботится о персонаже, как актер. Настоящая тема — Жан-Поль Бельмондо. Когда вы смотрите на других актеров того периода во Франции, они очень, очень классические, с традиционными лицами. Когда-то Бельмондо считался уродливым! Годар делает его классным.И он так же относится к Пэрис. Он снимает Пэрис, Бельмондо и Жана Себерга как свои настоящие темы. Он не использует актеров для съемок персонажей; он снимает то, что снимает ».
«Vivre Sa Vie» (1962)
Также известная как «Моя жизнь, чтобы жить», нежная машина Годара «Анна Карина» обнаруживает, что она играет молодую женщину, которая бросает свою семью, чтобы стать актрисой, но терпит неудачу, став проституткой. «Это очень меланхоличный фильм», — сказал Хазанвичюс. «Есть что-то действительно печальное в том, как он относится к проституции.В то время это было в новинку ».
Фильм состоит из 12 глав, и в одном из самых знаковых моментов Карина танцует под музыкальный автомат в баре. Однако Хазанвичюса больше очаровывают другие моменты. «Это одна из его лучших сцен, — сказал он, — когда Анна Карина идет в кино и смотрит« Жанну д’Арк ». Она плачет, когда плачет актриса. Это чистая кинематографическая поэзия, элегантная и простая, только изображения и звук. В этом он был мастером ».
«Замужняя женщина» (1964)
Восьмой полнометражный фильм «
Годара» за вдвое меньшее количество лет не привлекает столько внимания, как некоторые работы того периода, но это, пожалуй, самый философский фильм от создателя фильма на данный момент.В центре внимания супружеская пара Шарлотта (Саша Мерил) и Пьер (Филипп Лерой), которые борются с различными проблемами — проблемы с изображением тела Шарлотты усугубляются индустрией моды, и все это время она поддерживает роман с актером (Бернар Ноэль), в то время как Пьер живет интеллигентным существованием в совершенно ином плане. На протяжении всего фильма Шарлотта борется с новыми событиями в своей жизни, которые оставляют ее будущее неопределенным.
«Это очень милый небольшой фильм, который, похоже, был снят за две недели», — сказал Хазанавичюс.«У него настоящая жизнерадостности . Летом очень Париж. Эта женщина полна желания. Это очень парижский фильм. Мне это и вправду нравится. Это очень незаметно «.
«Мужское женское начало» (1966)
Помимо «Задыхания», это иконоборческое высказывание о французской молодежной культуре выделяется как одна из самых известных работ режиссера первого десятилетия его карьеры. Игривое, дискурсивное повествование вращается вокруг ряда революционных типов, в том числе одного, которого играет звезда «400 ударов» Жан-Пьер Лео, когда они дрейфуют через серию романов и тусовок, делясь фрагментарными мыслями о своем политическом моменте.
«Если посмотреть на все другие фильмы того периода, Годар не считался натуралистом», — сказал Хазанавичюс. «Его фильмы считались фальшивыми. Остальные были реалистами. Но теперь, когда вы вернетесь и посмотрите на тот же период, единственные, что выглядят настоящими, — это эти ». Хазанавичюс сослался на то, что Годар разрушил четвертую стену своими актерами. «Он был одним из первых, кто действительно пустил телевидение в свой кинотеатр, используя при съемке уловки, которые должны быть для телевидения», — сказал он. «Я имею в виду то, что было похоже на репортажи.Он дает интервью и помещает их в свой фильм. Он брал интервью у своих актеров. Это очень свежо, очень бесплатно ».
По словам Хазанавичюса, даже несмотря на то, что в последующие годы Годар отошел от традиционных повествований, он по-прежнему был сторонником инвестиций режиссера в этот вид искусства. «Я очень уважаю его творческий путь как художника и, прежде всего, его свободу», — сказал он. Возможно, он самый свободный режиссер на свете «.
Godard Mon Amour откроется 20 апреля в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Подпишитесь: Будьте в курсе последних последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку новостей по электронной почте здесь.
Жан-Люк Годар собирается уйти на пенсию почти через 7 десятилетий
Иконе французской новой волны нужно завершить еще два проекта, прежде чем он скажет «до свидания, кино».
Конец пути кинопроизводства для Жана-Люка Годара, иконы французской новой волны, написавшей «Без дыхания», «Презрение», «Пьеро ле Фу», «Мужское фемининское» и многое другое. Во время недавнего 85-минутного разговора с виртуальным Международным кинофестивалем Кералы (через The Film Stage) Годар подтверждает свой план уйти из режиссуры после его следующих двух проектов.В настоящее время у режиссера есть два сценария на разных стадиях разработки, один из которых, как он объявил, создается на европейском канале общественной службы Arte, а другой — «Веселые войны».
«Я заканчиваю свою кинематографическую жизнь — да, жизнь моего режиссера — написав два сценария», — добавил 90-летний Годар о своем плане уйти на пенсию в ближайшем будущем. «После я скажу:« Прощай, кино ».
Годар навсегда останется ассоциированным с французской новой волной, движением, которое он положил начало режиссерскому дебюту 1960 года «Без дыхания.На тот момент своей карьеры Годар снимал короткометражные документальные фильмы и короткометражные художественные фильмы в течение полувека, начиная с «Операции Бетон» 1955 года и заканчивая «Шарлоттой и ее парнем» 1958 года и «Шарлотта и Вероник» 1959 года. или: Всех мальчиков зовут Патрик ». Годар оставался работающим режиссером в течение 66 лет, совсем недавно дебютировав в «Имидж-книге» на Каннском кинофестивале 2018 года. Жюри присудило проекту первую в истории Канн Специальную Золотую пальмовую ветвь.Предыдущая работа Годара, трехмерное эссе «Прощай, язык», получила приз жюри на Каннском кинофестивале 2014 года и была названа лучшей картиной на церемонии вручения награды Национального общества кинокритиков 2014 года.
Связанные
Связанные
Среди других призов Годара — Почетная премия Оскар (вручена режиссеру в 2011 году), Почетная премия Сезара, Золотой медведь на Берлинском кинофестивале за «Alphaville» и Золотой лев на Венецианском кинофестивале за «Имя». : Кармен.”
Прошлым летом, в разгар пандемии коронавируса, Годар принял участие в запоминающемся виртуальном мастер-классе с Лайонелом Байером, заведующим кафедрой кино в Университете искусства и дизайна ECAL в Лозанне. Режиссер тогда дразнил новые проекты в работе и сказал, что пандемия косвенно повлияет на его новую работу.
«Это окажет влияние, но не напрямую», — сказал Годар. «О вирусе обязательно нужно поговорить один или два раза. Со всем, что с ним связано, вирус — это форма общения.Это не значит, что мы умрем от этого, но мы тоже можем не очень хорошо с этим жить ».
Подпишитесь: Будьте в курсе последних последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку новостей по электронной почте здесь.
Жан Люк Годар | Житель Нью-Йорка
Жан Люк Годар | The New Yorker
- Double Take
Sunday Reading: Первые встречи с легендарными фигурами
Из архива The New Yorker: истории, в которых запечатлены увлекательные таланты, когда они были молоды и менее известны.
24 мая 2020 года
- The Front Row
Что поставлено на карту при поглощении Cahiers du Cinéma
Несравненный ежемесячный французский фильм перешел в новую собственность, и вся его редакция подала в отставку в знак протеста. Сможет ли выжить журнал, запустивший французскую новую волну?
5 марта 2020 г.
- The Front Row
«Книга изображений», проверенная: Жан-Люк Годар противостоит кинематографическому изображению арабского мира
В своем новом фильме-эссе режиссер пытается выяснить, что делает изображения знаковыми проведет его через философскую историю кино и культуры в целом.
25 января 2019 г.
- Ричард Броуди
Необходимая близость политического кино
Принято считать, что личное является политическим. Но художникам, особенно кинематографистам, труднее сталкиваться с мыслью о том, что политическое является личным.
19 июля 2017 г.
- Ричард Броуди
Мои двадцать пять лучших фильмов века
Это фильмы, которые я смотрел и пересматривал, и которые мне не терпится посмотреть снова.
12 июня 2017 г.
- Ричард Броуди
Анн-Мари Миевиль и опасности сотрудничества
Ретроспектива Миевиль, проходившая в BAM Cinématek до 19 апреля, подчеркивает сложность рассмотрения ее работ отдельно от Жан-Люка Годара.
15 апреля 2017 г.
- Ричард Броуди
Cinema’s Walking Cure
Кинематографическая прогулка была центральной частью художественной формы, от Идверда Мейбриджа до классического и современного Голливуда.
7 сентября 2016 г.
- Ричард Броуди
Серия Кассаветис / Роулендс в Metrograph
Фильмы супружеской пары наполнены чувством жизни, уникальной преданности и цели.
15 июля 2016 г.
- Ричард Броуди
Особое присутствие Анны Карины
Снявшись в семи фильмах Жан-Люка Годара в шестидесятые годы, она остается живой эмблемой французской Новой волны.
3 мая 2016 г.
- Культурный комментарий
Книга, которая заново изобрела Хичкока
Документальный фильм «Хичкок / Трюффо» режиссера Кента Джонса освещает влияние и пыл хичкоковологии и кинофилии Новой волны.
2 декабря 2015 г.
Жан-Люк Годар + Жан-Пьер Горин: Пять фильмов, 1968–1971 Двойной формат
Закончив свой фильм « Weekend » в 1967 году, Жан-Люк Годар переключился на более непосредственное взаимодействие с радикальными политическими движениями той эпохи и, таким образом, создал фильм нового типа, или, как он в конце концов выразился: « новые идеи распространяются по-новому.Этот новый метод частично предполагал сотрудничество с не по годам развитым молодым критиком и журналистом Жан-Пьером Горином. И как группа из двух человек, и как часть разрозненного коллектива, известного как Groupe Dziga Vertov (названная в честь российского режиссера и теоретика начала 20-го века), Годар и Горин осознали бы «некоторые политические возможности для кинематографической практики». и разработать новые рамки для исследования отношений между изображением и звуком, зрителем и субъектом, кино и обществом.
Сюда включены пять фильмов, все изначально снятые из 16-миллиметрового целлулоида, которые служат примерами революционного проекта Годара и Горина:
Un film com les autres [Фильм, похожий на любой другой] : Анализ социальных потрясений Май 1968 года сразу после протестов рабочих и студентов. Картина состоит из двух частей, каждая с идентичными дорожками изображения и разным повествованием.
«Британские звуки», также известные как «До встречи на Мао». : Изучение повседневной рутины на конвейере британского автомобильного завода, направленное против классового конфликта и «Манифеста коммунистов».
Vent d’est [Ветер с востока] : Свободно задуманный лево-вестерн, который проходит через серию практических и аналитических отрывков («организация выстрелов», как назвал это Годар) в финал, основанный на процессе. изготовления самодельного оружия.
Lotte in Italia / Luttes en Italie [Борьба в Италии] : Не обязательно фильм о борьбе в Италии — в основном, снятый в то время в доме Годара и Анны Вяземски — это дискурсивное размышление о переход молодой итальянской женщины от политической «теории» к политической «практике» и, в то же время, самоанализа собственной практики и теорий.
Владимир и Роза [Владимир и Роза] : Жгучий и сатирический комический репортаж о судебном процессе над Чикагской восьмеркой с участием Джульетты Берто, Годара и Горина.
Эти фильмы, давно вышедшие из обращения, за исключением дублированных фильмов и контрафактных видеороликов, дебютируют на Blu-ray, обеспечивая решающее представление о радикализации Годара и эстетическом диалоге между ним и Гориным, который, по сути, служил изобрести современное боевое кино. Как сказал Годар одному английскому журналисту того времени, пленка — это не пистолет, а «свет, который помогает вам проверить свое оружие.”
Фильмы Жан Люк Годар видит невидимое | Кино и кино
Фильмы Жан-Люка Годара исследуют творчество одного из самых разносторонних и влиятельных режиссеров в истории кино. Его карьера варьировалась от французского движения «Новая волна» в начале 1960-х годов до периода политических экспериментов в конце 1960-х и 1970-х годов, а в настоящее время — периода созерцания, когда Годар исследовал вопросы духовности, сексуальности и эстетики звука. изображения и монтаж работы режиссера не поддаются простой классификации.В этом исследовании Дэвид Стеррит предлагает вводный обзор работы Годара как режиссера, критика и видеохудожника. В последующих главах он прослеживает дальновидные идеи Годара в шести его ключевых фильмах, в том числе в форматах «Без дыхания», «Моя жизнь, чтобы жить», «Выходные», «Numéro deux», «Hail Mary» и «Nouvelle Vague». Связывая работы Годара с ключевыми социальными и культурными событиями, «Фильмы» Жан-Люка Годара объясняют их важность в модернистском и постмодернистском искусстве последней полувека.
- Предназначен для наиболее четкого и точного объяснения и анализа работы Годара.
- Доступное обсуждение очень сложного режиссера
- Показывает четкую связь между фильмами Годара и их социокультурным контекстом.
- Прослеживает интересные связи между инновационными фильмами и видеопродукциями
Подробнее
Отзывы клиентов
Еще не рассмотрено
Оставьте отзыв первым
Отзыв не размещен из-за ненормативной лексики
×
Подробная информация о продукте
- Дата публикации: октябрь 1999 г.
- формат: Мягкая обложка
- isbn: 9780521589710
- длина: 316 страниц
- размеры: 227 x 153 x 20 мм
- вес: 0.44кг
- содержит: 30 ч / б илл.
- наличие: в наличии
Содержание
1. Введение
2. Бездыханный
3. Моя жизнь, чтобы жить
4. Выходные
5. Numéro deux
6. Hail Mary
7. Nouvelle vague
8. Видео и телевидение.
Автор
Дэвид Стерритт , Университет Лонг-Айленда, Нью-Йорк
90% | 51% | Книга изображений | Рассказчик, Режиссер, Сценарист, Киноредактор | 92 доллара.8K | 2018 |
Нет оценок | Нет оценок | Мосты Сараево | Директор | — | 2014 |
88% | 47% | Прощай, язык | Режиссер, Сценарист | — | 2014 |
Нет оценок | 67% | 3x3D | Режиссер, Сценарист | — | 2013 |
Нет оценок | Нет оценок | Марсель Офюльс и Жан-Люк Годар, La rencontre de St-Gervais | Себя | — | 2011 г. |
Нет оценок | Нет оценок | Соучастник | Себя | — | 2010 |
58% | 39% | Фильм Социализм | Режиссер, Сценарист | 31 доллар.2К | 2010 |
66% | 51% | Двое в волне | Себя | 28 долларов США.8K | 2009 |
Нет оценок | Нет оценок | Репортаж Любительская выставка Maquette Expo | Директор | — | 2006 год |
69% | 72% | Наша музыка | Режиссер, Киноредактор | 139 долларов.9K | 2004 |
71% | 70% | Увы для меня (Helas pour moi) | Директор | — | 2003 |
Нет оценок | Нет оценок | На десять минут старше: Виолончель | Директор | — | 2002 |
Нет оценок | Нет оценок | После примирения | Роберт (персонаж) | — | 2001 |
52% | 63% | Хвала любви | Директор, Писатель | 251 доллар.7K | 2001 |
Нет оценок | Нет оценок | Старое место | Рассказчик, Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 2000 |
Нет оценок | 50% | Истоки 21 века | Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 2000 |
Нет оценок | Нет оценок | Histoire (s) du Cinéma: контроль над Вселенной | Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 1998 |
Нет оценок | 63% | 3A: Ла-Монне-де-Л’Абсолю; 4A: Le controle De L’Univers | Директор | — | 1997 |
Нет оценок | Нет оценок | Мы все еще здесь | L’homme comédien (персонаж) | — | 1997 |
Нет оценок | Нет оценок | Наизнанку | Режиссер | — | 1997 |
50% | 57% | Навсегда Моцарт | Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 1996 |
Нет оценок | Нет оценок | 2 x 50 лет французского кино | Режиссер, Киноредактор | — | 1995 |
Нет оценок | Нет оценок | JLG: Автопортрет в декабре | Неизвестно (Персонаж), Режиссер, Сценарист, Продюсер, Киноредактор | — | 1995 |
Нет оценок | Нет оценок | Дети играют по-русски | Идиот: Князь Мишкин (персонаж), Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 1993 |
Нет оценок | Нет оценок | Против забвения | Директор | — | 1992 |
Нет оценок | 41% | О, горе мне | Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 1992 |
Нет оценок | 79% | Германия, год 90, девять ноль | Директор, Писатель | — | 1991 |
67% | 68% | Nouvelle Vague | Режиссер, Сценарист | — | 1990 |
55% | 58% | Король Лир | Профессор Плагги (в титрах) (персонаж), директор , редактор фильма | 8 долларов.8K | 1987 |
33% | 19% | Soigne ta Droite | L’idiot et le prince (Персонаж), Режиссер, Сценарист | — | 1987 |
54% | 48% | Ария | Директор | — | 1987 |
Нет оценок | Нет оценок | Взлет и падение небольшой кинокомпании | Режиссер, Сценарист | — | 1986 |
91% | 53% | Детектив | Директор | — | 1985 |
70% | 63% | Радуйся, Мария | Директор, Писатель | — | 1985 |
Нет оценок | Нет оценок | Маленькие примечания к фильму ‘Je vous salue, Marie’ | Директор | — | 1983 год |
57% | 48% | Бездыханный | Сценарист | — | 1983 год |
89% | 60% | Имя: Кармен | Онкл Жанно (персонаж), директор , писатель | — | 1983 год |
Нет оценок | 73% | Письмо Фредди Буаше | Режиссер, Сценарист | — | 1982 |
Нет оценок | Нет оценок | Сценарий фильма «Страсть» | Рассказчик, Директор | — | 1982 |
57% | 61% | Страсть | Директор | — | 1982 |
100% | 65% | Каждый сам за себя | Режиссер, Сценарист, Продюсер, Киноредактор | 56 долларов.0K | 1980 |
Нет оценок | Нет оценок | Scénario de Sauve qui peut (la vie) | Директор | — | 1979 |
Нет оценок | 43% | Комментарий ça va? | Режиссер, Сценарист, Продюсер | — | 1978 |
Нет оценок | 78% | Ici et ailleurs | Рассказчик, Режиссер, Сценарист, Продюсер | — | 1976 |
100% | 78% | Номер два | Директор, Писатель | — | 1975 |
50% | 62% | Все хорошо | Директор | — | 1972 |
Нет оценок | Нет оценок | Борьба в Италии | Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 1971 |
Нет оценок | Нет оценок | Владимир и Роза | Владимир Ленин (Персонаж), Режиссер, Сценарист, Оператор, Киноредактор | — | 1971 |
Нет оценок | Нет оценок | Ветер с востока | Режиссер, Сценарист | — | 1970 |
Нет оценок | Нет оценок | Британские звуки | Неизвестно (Персонаж), Директор, Сценарист | — | 1970 |
Нет оценок | 54% | Любовь и гнев | Директор | — | 1969 |
Нет оценок | 45% | Le Gai Savoir (Радость обучения) (Радостная мудрость) | Неизвестно (Персонаж), Директор | — | 1969 |
Нет оценок | Нет оценок | Радость обучения | Рассказчик, Режиссер, Сценарист | 1 доллар.1K | 1969 |
50% | 57% | Сочувствие дьяволу | Директор, Писатель | — | 1968 |
Нет оценок | 38% | Фильм, похожий на любой другой | Директор, Писатель | — | 1968 |
Нет оценок | 67% | Самые красивые мошенники в мире | Директор | — | 1967 |
64% | 91% | Вдали от Вьетнама | Директор | — | 1967 |
Нет оценок | 58% | Самая старая профессия | Директор | — | 1967 год |
95% | 73% | Китайская девушка | Режиссер, Сценарист | 5 долларов.6K | 1967 год |
93% | 78% | выходные | Директор | — | 1967 год |
94% | 73% | Две или три вещи, которые я знаю о ней | Директор, Писатель | 101 доллар.9K | 1967 год |
95% | 87% | Мужское-Женское | Директор, Писатель | 199 долларов.9K | 1966 |
85% | 60% | Сделано в U.S.A. | Директор, Писатель | — | 1966 |
85% | 83% | Замужняя женщина | Режиссер, Сценарист | — | 1965 |
91% | 81% | Странное приключение Лемми Осторожности | Режиссер, Сценарист | 46 долларов.6K | 1965 |
75% | 70% | Шесть в Париже | Директор | 13 долларов.9K | 1965 |
86% | 87% | Сумасшедший Пит | Режиссер, Сценарист | 22 доллара.7K | 1965 |
94% | 91% | Группа аутсайдеров | Le narrateur (Персонаж), Директор, Сценарист | 37 долларов.7K | 1964 |
79% | 68% | Les Carabiniers | Директор | — | 1963 |
91% | 85% | Презрение | Директор, Писатель | 40 долларов.6K | 1963 |
78% | 73% | Маленький солдат | Режиссер, Сценарист | 24 доллара.3К | 1963 |
Нет оценок | Нет оценок | Новый мир | Директор | — | 1962 |
Нет оценок | 80% | Рогопаг | Директор | — | 1962 |
88% | 92% | Моя жизнь, чтобы жить | Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 1962 |
Нет оценок | Нет оценок | Семь основных грехов | Директор, Писатель | — | 1962 |
Нет оценок | 65% | История воды | Рассказчик, Режиссер, Сценарист | — | 1961 |
Нет оценок | Нет оценок | Лень | Директор | — | 1961 |
96% | 89% | Клео от 5 до 7 | L’homme aux lunettes noires / | — | 1961 |
Нет оценок | 54% | Шарлотта и ее парень | Неизвестно (озвучка), Режиссер, Сценарист | — | 1960 |
Нет оценок | 75% | Женщина есть женщина | Режиссер, Сценарист | 99 долларов.7K | 1960 |
Нет оценок | 41% | Презентация, или Шарлотта и ее стейк | Уолтер (персонаж) | — | 1960 |
Нет оценок | 79% | Всех мальчиков зовут Патрик | Директор | — | 1959 |
97% | 90% | Бездыханный | Доносчик (Персонаж), Директор , Сценарист | 404 доллара.2К | 1959 |
Нет оценок | Нет оценок | Операция Бетон | Рассказчик, Режиссер, Сценарист, Киноредактор | — | 1958 |
Нет оценок | 62% | Приятель дурака | Un invité à la fête (Персонаж) | — | 1956 |
Нет оценок | Нет оценок | Крейцерова соната | Ами журналист (персонаж), Продюсер | — | 1956 |
Нет оценок | Нет оценок | Кокетливая женщина | Режиссер, Сценарист, Оператор, Киноредактор | — | 1955 |
Жан-Люк Годар «Кино как археология»
Жан-Люк Годар.JLG. Всегда прячется за темными стеклами очков. Непостижимый, невозможный гений. Исчезнувший маоист, поэт и пророк. Он такой невероятный: создатель сексуальных и интеллектуальных фильмов. Кто еще мог бы создать высокое искусство о классовой борьбе с автором книги Джейн Фонда «Тренировки » (1981) в главной роли? Годар увлекается каждым кинематографическим условием — ограблением, романтикой, дорожным фильмом, документальным фильмом — пожирая каждого из них на своем пути. По своей природе он беспокойный. Со временем он становится более сварливым.Режиссер таких кинематографических саммитов, как À bout de souffle (Без дыхания, 1960), дезавуирует свои ранние работы, вероятно, отчасти потому, что они настолько популярны. Поэтому неудивительно, что, когда Годару предлагают ретроспективу в парижском Центре Жоржа Помпиду в середине 2000-х годов, начинается автомобильная авария. Он враждует с куратором шоу; в итоге он полностью выпадает.
Ранее в этом году в нью-йоркской галерее Miguel Abreu были представлены следы фольгированной выставки в виде 18 очаровательных макетов из пенопласта, изготовленных в период с 2003 по 2005 годы.Подобно Джозефу Корнеллу, каждый из них представляет собой загадочную вселенную, наполненную произведениями искусства, книгами, фотографиями и фильмами. Первоначально задуманные Годаром как комнаты в Помпиду, макеты представляют собой просеивание материала в переполненной голове автора, археологию кино, как он ее видит. Это дань волшебству кино, но также и кино как месту преступления: его клише, его ирония, его холодное безразличие к человеческим страданиям.
Жан-Люк Годар, Le Mythe (allégorie du cinéma) (фрагмент), 2005–06.Предоставлено: Галерея Мигеля Абреу, Нью-Йорк; фотография: Стивен Фаут
В галерее мой взгляд остановился на макете, чья lo-fi театральность напомнила мне вертеп: кинопроектор на миниатюрном персидском ковре; две пластиковые пальмы; некоторые руины; мазки зеленой краски; на мониторе проигрывается катушка Чарли Чаплина 1914 года. На одной стене висели фотожурналистические изображения бедуинских девушек. На другом — изображение знака Голливуда, Микки Мауса и слова La Mecque du cinéma (Мекка кино).По-видимому, Годар использует Голливуд как религию, но также и Восток как психическую географию, на которую кинематограф проецирует свои желания. Пока все интересно.
Каждый из оставшихся макетов, отягощенных эллиптическими именами, такими как Ублюдки (притча) — Бог мое право , предлагает исследование определенной темы. Посетителям оставалось ломать голову над эклектичными отсылками в надежде уловить след мысли режиссера: миниатюрная картина Пабло Пикассо; пресса о геноциде в Руанде; фильм Джона Форда; книга Артура Шопенгауэра.Неизбежно повторяющаяся тема Годара: уродливая гегемония американской культуры. Также присутствуют фотокопии ужасных гравюр Франсиско де Гойи.
В обстановке галереи макеты, какими бы жалкими они ни были, прекрасно выглядят, как современное искусство. Одержимость Годара фильмом Роберто Росселлини 1954 года Viaggio in Italia (Путешествие в Италию) — портрет пары, чей брак распался посреди отпуска, — ясно показывает его интерес к экзистенциальному потенциалу руин (вулканических бассейнов Везувия). и Помпеи служат фоном).Здесь присутствует и Годар как архитектор. Человек, создавший Alphaville (1965), с его разрушающей душу монотонностью высотных домов, очарован тем, как архитектура формирует нас. Точно так же макеты предлагают пространственное представление о проблемах, вдохновениях и разочарованиях, которые влияют на его фильмы, но не попадают в них. В этом и состоит экстравагантное распутывание процесса.
Как оказалось, выставка в Помпиду в каком-то смысле состоялась, хотя и художник, и куратор явно отсутствовали.То, что изначально задумывалось как «Коллаж (ы) Франции: археология кино согласно JLG», вместо этого превратилось в «Путешествие в утопию, Жан-Люк Годар, 1946–2006: в поисках утраченной теории». У входа на указанную выставку, которая открылась в 2006 году, висела вывеска, гласящая, что первоначальная выставка была отменена из-за «художественных, технических и финансовых трудностей». Ручка, предположительно принадлежащая Годару, вычеркнула слова «технический» и «финансовый». Одинокие макеты были показаны в одном углу выставки, что озадачило многих зрителей.
Я не знаю ужасных подробностей драки с Помпиду. Однако я знаю, что Годара описывают как человека, который все больше позволяет своим этическим суждениям превзойти свои эстетические. Поздний Годар менее попсовый, более доктринерский и безвкусный. Многие из нас с удовольствием смотрят его новые фильмы, даже если смотреть их иногда кажется утомительным занятием. Возможно, уместен тот факт, что шоу не получилось, как он надеялся, что оно томилось в подвешенном состоянии как нереализованная «копия». Репродукция, или копия, лежит в основе кино.То же самое можно сказать и о нашем опыте современной жизни. Это давит на Годара; Персонажи его фильма 1963 года « Les Carabiniers » (Карабинеры) делятся своим опытом военного времени через изображения открыток. Наш нынешний цифровой век, который Годар, кажется, критикует на каждом шагу, сделал его пророчество еще более ярким. Цифровое «стирает прошлое», сказал он писателю Ричарду Броуди в 2000 году.