Зрители о памяти и отношениях — Wonderzine
Кажется, что это фильм о том, что не стоит пытаться бежать от себя и искать простых решений, даже если дело касается чего-то очень болезненного. Мне сложно вспомнить, каким именно был мой первый просмотр, но он точно был эмоциональным. Хотя теперь сильный отклик вызывают не столько сцены с Клементиной, сколько куски из детства Джоэла: эти самые далёкие уголки памяти кажутся самым уязвимым и от этого искренним местом в голове главного героя. Кажется, что это и есть то «эмоциональное ядро», о котором говорят сотрудники «Лакуны».
Когда я вспоминала свой первый просмотр, мне казалось, что раньше я воспринимала «Вечное сияние…» как фильм о «вечной любви» — некой объективной, физической константе, которая способна остаться в памяти, даже если люди всё забудут или проживут много жизней. Сейчас мне кажется, что в фильме Гондри гораздо больше «воздуха» и неопределённости: то, что произошло с героями, случилось из-за стечения обстоятельств и специфики характеров. И чем это закончится, мы тоже не знаем.
Клементину изображают импульсивным и сумасбродным человеком, за которым легко тянуться тем, кто считает себя более заурядным (что, кстати, довольно противоречиво, если посмотреть на Джоэла — местами он изображён гораздо более творческим человеком). В какой-то момент девушка становится самостоятельным персонажем в голове Джоэла: мы почти не видим реального человека, зато видим воспоминания о ней и фантазии о том, как она могла бы поступить. Мне кажется, это важная, но не очевидная, деталь: Гондри показывает, что каждый из нас живёт в немного выдуманном мире.
Не думаю, что герои приняли финальное решение и что они что-то «возвращают» — скорее в финале им сложно сопоставить себя нынешних с собой тогдашними, а их прошлое кажется им возможным будущим. Тем риском, на который они решатся пойти. Когда что-то закончилось, ты ощущаешь это как по-настоящему финальный этап. Красота «Вечного сияния чистого разума» как раз в том, что этого ощущения нет.
«Вечное сияние чистого разума» — сюжет, описание и смысл фильма с Джимом Керри и Кейт Уинслет
«КиноРепортер» разбирает культовый фильм Мишеля Гондри, который невозможно стереть из памяти.
Мишель Гондри снял поразительно странную романтическую драму на века. Двое влюбленных идут на экспериментальную «стирку» воспоминаний друг о друге. Вот, казалось бы, и вся суть «Вечного сияния чистого разума» — задумчивого и честного, грустного и ироничного фильма о памяти и ностальгии, которому сегодня исполняется 15 лет. Предлагаем разобраться в сюжете фильма, покопаться в смысле и найти объяснение.
Вернись, любовь!
Режиссер Мишель Гондри и сценарист Чарли Кауфман, которые на момент создания «Вечного сияния чистого разума» уже выпустили «Звериную натуру», изображают ту сторону любви, которую киноделы часто не замечают — уныние и одиночество. Это чисто кауфмановский фильм, в котором можно разглядеть и «Человека без прошлого», и «Темный город» и «Ванильное небо». Выражается это сходство в одной простой фразе из «Вспомнить все»: «Ты — это не ты. Ты — это я». Мы — то, что мы помним. Человека определяет прошлое, и эти фильмы представляются пронзительным исследованием того, что вообще значит быть. Чарли Кауфман, Мишель Гондри и Пьер Бисмут не зря получили «Оскар» за лучший сценарий. «Вечное сияние чистого разума» — старенький добренький и вечный микс печали, надежды и ностальгии, то есть прошлого, которое уже не вернуть. Но только не для Джоэла и Клементины.
Сюжет. Герой Джима Керри — Джоэл — человек серый, замкнутый, сдержанный. А героиня Кейт Уинслет — Клементина — импульсивная, обожает делать глупости, любит выпить и погулять и красит волосы в дикие цвета. Встречаются он и она в поезде, и кажется, что впервые, но нет — они просто забыли друг друга, потому что маленькая нью-йоркская контора стерла их любовные воспоминания.
О чем фильм. Костяк фильма, название которого — строчка из стихотворения Александра Поупа, — предельно прост — удаление Клементины из памяти Джоэла. Зрителя погружают в подсознание человека, когда «врачи» (их играют Марк Руффало и Элайджа Вуд) стирают воспоминания «больного», оставляя его в блаженном забвении. Память — это лакуны, сомнения и мечты. Неспроста название «лечебного» заведения — «Лакуна». Однако по ходу эксперимента герой осознает, что любви без тревоги и печали не бывает. Любовь — штука изворотливая, но чудесная, а без любви как без лица, причем Гондри показывает это буквально, аж жутко. Несмотря на тоску и страх, «Вечное сияние чистого разума» убеждает, что любовь — чувство драгоценное.
Экспериментальный побег
Рассказ «Вечного сияния» — это гениальный мета-мета-сюжет, то есть воспоминания внутри воспоминаний. «Страницы вырваны — не помню, чтобы я это делал», — вертится в голове Джоэла. Налицо двойная потеря памяти. Странички из дневника пропали, так еще и забыл об этом. Вообще, забвение означает отказ от правды. Человеку на голову надевают футуристический шлем, и он засыпает, оставаясь один на один с прошлым, которое тут же избирательно стирают.
Разбор фильма. Гондри делает бесподобную визуализацию процесса. Зритель должен понимать, что именно происходит в голове героя, поэтому Джоэл становится для нас проводником и следопытом в собственном подсознании, детективом в воспоминаниях, которые вот-вот исчезнут. Джоэл бродит по воспоминаниям, разговаривает с ними и в них же растворяется. Однажды герой появляется в той же комнате, где происходит операция — там Джоэл видит себя спящего, а мы — сразу двух Джоэлов. И сквозь сон он постоянно слышит беседы техников, копающихся в его голове. Проникнув в свои сны и осознав, что воспоминания стираются, Джоэл хватает Клементину и убегает в то прошлое, о котором никто не знает. Отменить операцию все равно не получится — человек спит, поэтому надо немедленно скрыться.
Жанр — олдскульная драма с элементами фантастики. «Вечное сияние» — триумф художественной изобретательности. Лабиринтообразная, полуфантастическая история иллюстрирует любовь романтично и сюрреалистично. Это изумительный образец олдскульного кинематографического волшебства. Мишель Гондри — мастер изображения абсурдно-фантастических образов. Именно про «Вечное сияние» небанально сказать — так бывает только в кино. Дом наполняется водой и песком, дождь льет прямо в квартире, взрослый оказывается ребенком и прячется под столом, а потом плещется в раковине. Сон и реальность в фильме сновидца и кукольника Гондри соединяются. Экспрессионистская игра со светом, «живая камера», будто мы смотрим чей-то семейный архив, и рукодельные эффекты (гляньте «Перемотку» — признание француза в любви к кино) делают каждый кадр подлинным, хотя суть картины сказочная.
Правда, смысл антиголливудского ромкома даже не в «стирке» памяти, пускай замах явно антиутопический, а в чувствах, связанных с памятью. Это элегантная метафора монтажа кино — значение имеет не столько видеоряд, сколько чувства, вызванные этим видеорядом. Гондри умудряется выразительно, с чудинкой под душевную музыку Джона Брайона передать внутреннее состояние персонажей через внешнее.
Вечные игры чистого разума. Удивительно, что такое кино вообще было сделано, потому что оно головоломное от начала и до конца, но это потому, что история изображена так, как работает память — крошечными отрывками, мечущимися взад-вперед. Люди перемещаются в пространстве и времени, а «как это сделано?» не закрывает собой «зачем?» Разумеется, такая наслоенность и странность непоследовательного повествования может отпугнуть и запутать зрителя, но нельзя не признать умение режиссера выразить понятие памяти буквально. Люди в прямом смысле скитаются во сне и прошлом. Воспоминания путаются и переплетаются, потому что как в песне, «вечная любовь — верны мы были ей, но время — зло для памяти моей». Даже «чистый лист» внушает страх.
Странные люди
Любовь обречена быть тревожной. Джоэл и Клем — натуры абсолютно полярные, и играют их не Ромен Дюрис и Одри Тоту (как у Гондри в «Пене дней»), а Джим Керри и Кейт Уинслет, для которых это нетипичные образы. Керри — не дурак и не комик, а хмурый, застенчивый, молчаливый страдалец с «жалкой, глупой, извиняющейся улыбкой». Редкий случай, когда Керри не корчит из себя шута. И Уинслет — не барышня и не домохозяйка, а вульгарная, самая необаятельная и непривлекательная, «мстительная сучка». Отсюда и недопонимание персонажей и мир полный бардака.
Джим Керри и Кейт Уинслет — особенности ролей. Цвет волос Клементины придает истории метафоричность и упорядоченность. Ее волосы говорят о сезонности отношений: зеленый — весна, красный — лето, оранжевый — осень, синий — зима. Девушка воплощает свежесть приключения, неукротимую стихию, оживляющую застрявшего в тоске Джоэла. Именно в том воспоминании, где волосы Клем красные, обозначающие любовь и страсть, Джоэл хочет отказаться от «стирки». А когда приходит осень — любовь вянет и высыхает. И приходит холодная зима — смерть некогда цветущих надежд и фантазий. А вдруг это просто спячка, ведь лед треснет и оттает, и любовь обязательно проснется.
Безусловно, сценарий «Вечного сияния» — лучшее из Кауфмана, который тогда уже был известен закрученными трагикомедиями «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация», а гений Гондри придает картине изысканность и причудливость, и это понятно, ведь действие фильма происходит в человеческом подсознании. И опять же по Ницше, которого цитируют герои, «в настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть». Вот и Гондри нашел дитя в небритом Керри. Джоэл прячет Клементину, свою мандаринку, в глубоком воспоминании, в детстве. Эта сцена единственная, где актер кривляется, но сдержанно. Джоэл вроде бы становится ребенком, но выглядит таким же — взрослым и слабым. Мужик залезает под стол и капризничает, а потом вместе с девушкой (тоже взрослой) купается в пенной раковине. Здесь, как и в «Шоу Трумана», «Мажестике» и «Человеке на Луне», драматический талант Джима Керри превышает комический. Кстати, совсем недавно Керри под руководством режиссера Гондри сыграл главную роль в трагикомическом сериале «Шучу», и там тоже история про никому не нужного страдальца с глубочайшими страхами и душевными трещинами.
«Вечное сияние» — вечное кино
2004 год был урожайным на мелодрамы: «Дневник памяти», «Терминал», «На обочине», «Перед закатом», «Долгая помолвка», «2046»… Однако «Вечное сияние чистого разума» можно назвать самым неожиданным фильмом того года. Отчасти потому, что это меланхоличное произведение искусства может дать надежду самым одиноким. Сценаристы Гондри и Кауфман создали картину о влюбленных, больных и растерянных людях. Прогулки по морозному пляжу, нежности под одеялом, неловкое молчание в ресторане, первая встреча (дважды!). Главное — авторы не зацикливаются на механике «стирки», поэтому фантастическая драма не столько фантастическая, сколько трагическая. Наука не исцеляет, а разрушает человека. «Я не вижу ничего в тебе что бы мне не нравилось», — разводит руками Джоэл. «Но увидишь. Подумаешь про всякое, а мне станет с тобой скучно, почувствую себя загнанной… потому что так со мной и бывает», — внушает ему Клем. Придется принять жизнь такой грубой и очевидной, и рассмеяться, потому что не отказ, а принятие даже самых дурных воспоминаний освобождает.
Случайная встреча, опьяняющая радость и очередное самозабвение получают для героев прелесть новизны. «Вечное сияние» не только хитро придумано и виртуозно сделано, но и довольно безнадежно, если не сказать, тупиково, ведь жизнь — бесконечная, закольцованная борьба с прошлым, то есть бегство и желание забыть самих себя. Жизнь испачкана страданиями и болью, поэтому «сияние» невозможно — чистый разум невозможен. А название фильма — это обещание, мечта и ложь — все в одном. И храбрец тот, кто помнит и признает свое прошлое, смотрит правде в глаза. Фильм изобретательно и поэтично иллюстрирует, что происходит с человеком, когда он опустошен, одинок и испуган, когда фантазии умирают, и как он отчаянно сопротивляется чувствам, без которых не жить, поэтому и «стирка» бессмысленна — рискуешь потерять себя прошлого, а значит настоящего. Чувства не обманешь и воспоминания не изменишь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте «КиноРепортер»
Вечное сияние чистого разума — смысл сюжета и концовки фильма
Читай нас в Дзене:
Все, кто посмотрел «Вечное сияние чистого разума», делятся на две части. Первая и большая часть отзывается о фильме восторженно, вторая — намного меньшая — пожимает плечами. Меж тем есть основания утверждать, что обе категории зрителей не поняли фильм Мишеля Гондри до конца, потому что если одни видят в нем восхитительную романтическую историю, то другие — скучную и в чем-то вторичную романтичную историю. Но действительно ли «Вечное сияние…» — несколько запутанный рассказ о любви двух противоположностей?
О чем фильм?
В сюжете «Вечного сияния…» тесно переплетаются два темы: любви и памяти. Заставляя Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друга друга из своей памяти, а потом снова встретиться и влюбиться, создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе. Оригинальность этой, в общем-то, простой истории придает обращение героев в «Лакуну» — небольшую компанию, занимающуюся стиранием памяти. Если с Клементиной у сотрудников компании все прошло гладко, то Джоэл оказывается сложным клиентом, и только вмешательство доктора Мерзвияка позволяет довести процедуру стирания памяти до конца. Налаженная технология дает сбои, когда человек внутренне сопротивляется манипуляциям с его сознанием, а любовь все равно остается жить где-то глубоко в подсознании.
Но что тогда любовь, и, шире — наша жизнь, если, с одной стороны, память можно откорректировать, а с другой — происходящее в сознании может восприниматься как реальность? Как не запутаться в хаосе эмоций, конфликте сознательного и подсознательного, как понять, что тебе нужно? После просмотра фильма ответ напрашивается сам собой: оставить в покое прошлое и жить здесь и сейчас. Среди цитат, приводимых Мэри, явно не хватает мысли Льва Толстого: ничто не важно, кроме того, что ты делаешь в настоящую минуту. И именно это есть жизнь и любовь.
Таким образом, «Вечное сияние чистого разума» — фильм не только о природе любви, но и о природе жизни. Любые рефлексии, копания в себе, — даже без всяких фантастических технологий — несовместимы с этой природой, и наоборот: тот, кто умеет воспринимать жизнь как чудо, которое каждый день творишь заново, получит шанс стать счастливым.
В чем смысл названия?
Объясняя название фильма, обычно указывают, что это цитата из поэмы известного английского поэта А.Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), и что на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind». В фильме Мэри вспоминает четверостишие, в котором содержится эта строка «Как счастливы невест Христовых свиты…», но чтобы понять до конца, что стоит за названием, нужно вспомнить сюжет поэмы.
Герои Поупа — реальные исторические персонажи, пылкие влюбленные с трагической судьбой. По мнению критиков, поэт в этой поэме превзошел себя, передавая скорбь Элоизы, насильно разлученной с мужем и тоскующей по нему в монастыре. Смысл поэмы в том и состоит, что подлинную любовь невозможно забыть, даже если ты отрекся от мирской жизни.
Что же делает Мэри, знающая мировую культуру по сборникам афоризмов? Она берет цитату из поэмы, посвященной силе любви, чтобы доказать, что без любви (и с промытыми мозгами) намного лучше. Что называется: слышала звон, да не знает, где он. Таким образом, в названии фильма заложена ирония, его нельзя воспринимать буквально: чистый разум не сияет, и с промытыми мозгами не очень радостно жить.
Почему титры появляются лишь на 18-й минуте фильма?
Фильм начинается необычно: сценой якобы первого знакомства главных героев, и лишь через 17 минут зрителю напоминают, что он смотрит фильм. Подобный прием связан и с главной идеей фильма (важно то, что происходит сейчас, титры подождут), и с его хронотопом: чтобы лучше показать чувства героев и происходящее с ними, действие постоянно переносится в разные временные пласты вплоть до далекого детства Джоэла.
Почему Джоэла и Клементину так тянуло друг к другу?
Создатели фильма приложили немало усилий, чтобы подчеркнуть несходство персонажей: Джоэл — вялый, Клементина — активна; Джоэл придерживается правил, Клементина любит их нарушать; Джоэл — серый, невзрачный, Клементина — яркая, запоминающаяся, и т.д. Можно сказать, что герои являются полными противоположностями друг другу, и именно потому они никак не могут расстаться: даже «забыв» все, они обречены на встречу и новый виток отношений.
Но в то же время противоположности всегда имеют больше общего, чем им кажется. Не только Джоэл, но и Клементина живет вполне обычной жизнью без грандиозных событий, она такой же винтик в огромном мире, как и он. Они принадлежат к одному социальному слою и поколению, не говоря о том, что все люди: яркие, и серые, конформисты, и неформалы — одинаково нуждаются в любви.
В чем смысл линии Мэри?
Любительница афоризмов Мэри Стиво является самым интересным второстепенным персонажем, характер которого к тому же показан в развитии. Сначала мы видим банальную блондинку-секретаршу, от которой вроде бы нечего ожидать, кроме шаблонных фраз. Потом выясняется, что Мэри — весьма горячая штучка, готовая не только на служебный роман, но и на секс в присутствии спящего клиента. Но не успевает зритель привыкнуть к этой ипостаси, как обнаруживается, что за образом раскованной блондинки скрывается драма женщины, влюбившейся в человека, который не гнушается копаться в ее сознании. А в финальной части фильма Мэри оказывается способна на смелый и решительный поступок, отправив бывшим клиентам «Лакуны» кассеты с их признаниями.
Мэри — живое доказательство того, что никакие манипуляции с человеческим сознанием не остаются безнаказанными: они одинаково печально заканчиваются и для тех, кем манипулируют, и для тех, кто манипулирует. В то же время ее повторная, так сказать, влюбленность в доктора Мерзвияка еще раз подтверждает: противоположности притягиваются, и пока эти противоположности находятся рядом, они будут притягиваться снова и снова.
Почему у Клементины разноцветные волосы?
Многие поклонники (а еще сильнее) поклонницы Кейт Уинслет были разочарованы экзотическими цветами ее волос в фильме — зеленым, красным и синим. Мало того, что такие оттенки не идут актрисе: в кадрах с синими волосами бросаются в глаза еще и отросшие корни. И хотя лицо Кейт Уинслет — вопреки кошмару на голове — все равно сохраняет привлекательность, напрашивается логичный вопрос: зачем этот кошмар понадобился?
Самый простой и логичный ответ: необычный цвет шевелюры подчеркивает необычность личности Клементины, ее бунтарский дух и пренебрежение правилами. Но возможно еще одно объяснение, согласно которому каждый цвет волос имеет свое значение: зеленый — надежда, красный — эмоции, агрессия, синий — стабильность, переходящая в рутину.
Что было дальше с Джоэлом и Клементиной?
Финал фильма можно назвать открытым: мы знаем, что герои остались вместе, но надолго ли? Сумели ли они извлечь уроки из всего, что произошло, или опять разругались? Как ни странно, это не имеет значения. Они были счастливы, пока были вместе — и это главное.
— Знаете, Джоэл, волшебство уходит.
— Знаю.
— Что делать будем?
— Наслаждаться моментом.
Поделиться в соцсетях:
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри — The Village
Можно легко списать все на его мальчишество и на этом успокоиться. Но что, если все не так просто? Мир аналоговых спецэффектов, в который большинство его героев убегает от реального мира, если задуматься, чуть ли не страшнее того, что вокруг. В «Сиянии» этот мир, в котором ты делаешь из одеяла палатку, точно враждебен для главного героя: он подминает Джоэла под себя, работает на то, чтобы тот принял происходящее в настоящем мире — и вот это уже настоящее предательство.
Гондри говорил о том, что не может пересматривать фильм, потому что во время монтажа с ним рассталась девушка и он сам прожил те эмоции, о которых снял фильм. В этом одновременно есть и правда, и лукавство. Одна из самых инфантильных вещей, которые могут быть — нежелание справляться с потерей, через которое проходят герои фильма. Гондри, который прошел через унизительную процедуру отправки чужих вещей бандеролью, тем не менее, не готов признать то, что он взрослее своих героев. Он также понимает, что снял честный фильм, которому не нужны никакие спецэффекты — машины сколько угодно могут падать с неба, а важнее все равно лежбище на льду озера. Лукавство же в том, что Гондри проиграл, не смог сделать трюки и спецэффекты обязательными и необходимыми, поэтому через антураж фантастического фильма, сделанного на коленке, постоянно прорывается настоящее чувство.
Но все же «Вечное сияние» — победа Гондри. Иные могут залезть в голову Джона Малковича, но в голову Мишеля Гондри не может залезть никто. Что для него было важнее в истории — чувства или блестящие фантики спецэффектов? До конца неясно. Понятно лишь, что весь цинизм Кауфмана Гондри сглаживает не ребяческим отношению к истории, а человечностью, большей эмпатией. Это чувство вообще присуще ему в фильмах: главные герои для него важнее, чем кто бы то ни было, им он сопереживает, как мало кто из коллег. Однако нельзя не отметить, что на пробах Гондри так понравилось состояние Кэрри, который тогда расстался с партнером, что то ли в шутку, то ли всерьез попросил его сохранить это настроение еще на год. Судя по фразе «вот настолько у нас двинутый бизнес», брошенной в документалке «Джим и Энди», Кэрри просьбу не оценил — зато Гондри явно добился своего.
Вечное сияние чистого разума
Джоэл
Бэриш (Джим Кэрри) — всего лишь еще одна
песчинка в мясорубке Мироздания. Он не
спасает этот мир, он не делает его лучше,
он не помогает людям — он обычный парень,
не лишенный простоты. Точнее, лишенный
хоть какой-либо сложности, потому что
Бэриш — это тот самый пельмень, о
котором говорят: «Как, Джоэл, ты уже
здесь? Уже час? А мы тебя не заметили…»
Его и правда трудно заметить: серая
внешность, небритая физиономия, но
главное — глаза! В них нет вечного
сияния страсти! В них только страх,
комплексы и неуверенность в завтрашнем
дне. Впрочем, нет, наоборот -
уверенность в том, что этот чертов
завтрашний день будет еще хуже
сегодняшнего, хотя, казалось бы, куда уж
хуже…
В
какой-то момент Бэриш не выдерживает.
Он говорит своей дебильной работе: «А
топчись оно все конем», — и сбегает. В
деревню, в глушь приморскую, в свое
именье, к бабке или к тетке, пусть ни
черта там нету, кроме водки, зато
природа лучше, бл… пардон, что-то на
поэзию потянуло. Это все Поуп со своим
вечным сиянием чистого разума Элоизы
по отношению к Абеляру… У Бэриша пока
еще ничего не сияет, кроме куотера в
кармане, и он со своими унылыми
страстишками просто садится в любой
поезд и отправляется на бережок -
погулять и хоть немного прочистить
мозги…
В
кафе на берегу Джоэл встречает девушку.
Ну, знаете, такая странная тетка с
волосами цвета первого дня атомной
войны, которая украдкой попивает
бренди из фляжки, чтобы жизнь вокруг
хотя бы ненадолго засветилась новыми
красками, в отличие от того болотистого
декора цвета хаки, который вылезает из
каждого угла.
Они
знакомятся. Девушку зовут Клементина
Крушански (Кейт Уинслет). Она странная и
явно немного не в себе, но ей нравится
Джоэл, а для Бэриша это является
основополагающим фактором — он ведь
мало кому нравится в этой жизни.
Впрочем, когда они познакомились чуть-чуть
поближе, Джоэл понял, что Клементина, в
общем-то, вполне в себе. Ну, просто она
во многом похожа на него самого: такие
же комплексы, сомнения, фобии и общее
ощущение глобальной неудачи в этой
жизни. Возможно, поэтому Бэриш ей и
нравится — как родственная душа.
Но
совместная жизнь у них не ладится. Двум
лузерам тесновато в одной лузе -
хочется срыва стереотипа. Поэтому
Клементина все больше пьет и все больше
занимается поисками чего-то более
близкого и более подходящего, а Джоэл
все реже бреется и все больше страдает.
И
вот случилось совсем страшное!
Клементина вычеркнула парня из своей
жизни. Совсем. Причем не усилием воли,
что еще хоть как-то можно повернуть
вспять, а с помощью новейших достижений
науки. Оказывается, есть некое
заведение доктора Хоуарда Мерзвяка (Том
Уилкинсон) — клиника «Лакуна», — где
с помощью специального оборудования
можно полностью стереть из своей
памяти воспоминания о некоем человеке.
Просто вычеркнуть — и точка.
Процедура эта, конечно,
достаточно сложная и дорогостоящая, но
вполне эффективная. И Джоэл решает
последовать примеру Клементины — также
стереть ее из памяти с помощью кабинета
доктора Калигар… пардон, доктора
Мерзвяка.
***
Сразу
нужно сказать, что сценарий к этому
фильму писал Чарли Кауфман. Да-да, тот
самый Чарли Кауфман, который «Быть
Джоном Малковичем» и «Легко
ли адаптироваться к Чарли Кауфману»,
— один из самых оригинальных и
необычных голливудских сценаристов.
Старина Кауфман не подвел и
сейчас: «Вечное сияние страсти»
мне понравилось, причем чем больше
времени проходит после просмотра, тем
оно мне нравится больше. Кауфман всегда
так выстраивает свои сюжеты, что в
полной мере их можно оценить не сразу -
на мой взгляд, это признак хорошего
кино, хотя многие со мной могут не
согласиться.
Чарли
— известный провокатор. Если «Быть
Джоном Малковичем» — это был легкий
хулиганско-абсурдистский разгул, «Адаптация»
— очень тонкое издевательство над
зрителями и над самим собой,
сценаристом, то «Вечное сияние
страсти» — это своего рода чистый
эксперимент на тему: а что если взять
совершенно банальный и триста раз
штампованный-перештампованный сюжет,
чтобы попытаться сделать из него нечто
оригинальное?
Он
так и сделал. Стирание памяти — штука
мусоленная-перемусоленная в куче
сюжетов. Но основная суть этого фильма
заключается вовсе не в том, что у героев
— ах! — стирают память. Суть намного
глубже и интереснее. Дело даже не в том,
что Джоэл в процессе стирания
Клементины из его памяти пытается
этому воспрепятствовать и ищет
различные лазейки. И даже не в том, что
сюжет картины закручен довольно лихо, и
все не так просто, как кажется в самом
начале.
Дело
в определенных ценностях человеческих
взаимоотношений и в тех тонких
взаимосвязях, которые не просто
никаким аршином не измерить, но и
никаким компьютером не
проанализировать, будь ты хоть сто раз
доктором Эрайзером. Тоненькие ниточки
симпатии, привязанности и любви — они
настолько разнообразные и зависят от
такого количества всевозможных
факторов, что не выкорчевать это путем
обнуления каких-то ячеек памяти. А если
и выкорчевать, то останется пустота,
потому что этот маленький росточек, еле
возвышающийся над поверхностью почвы,
пустил такие баобабьи корни, что
выкорчевать их можно только
экскаватором.
В
фильме очень хорошие актерские работы.
Кейт Уинслет замечательно сыграла
странную девушку Клементину: нервную,
закомплексованную, но в чем-то
трогательную. Особенно здорово сделаны
сцены, когда Клементина, находясь в
мозгу Джоэла (Кауфман любит такие
эпизоды), помогает ему сопротивляться
стиранию участков памяти.
Джим
Кэрри, как ни странно, тоже понравился.
«Как ни странно» — потому что я
давно уже отчаялся увидеть Кэрри в
приличной некомедийной роли. Мне он
нравится как комик, но его попытки
сыграть драматическую роль обычно
вызывают легкое чувство недоумения.
(«Человек на Луне» — не в счет, это
совершенно отдельный случай.) Здесь же
он, в общем, вполне на месте. Не скажу,
что я был от него в восторге, но роли
Джоэла Кэрри вполне соответствовал.
Кстати, первоначально эту роль
планировали отдать Николасу Кейджу,
который играл в «Адаптации» по
Кауфману. Но Кейдж по каким-то причинам
выбыл, и роль отдали Кэрри — вероятно,
чтобы собрать кассу. Я не думаю, что это
лучший выбор актера на данную роль, но,
повторюсь, Кэрри ее сыграл вполне
пристойно. На удивление пристойно.
Еще
более удивительно то, что мне понравилась
Кирстен Данст, играющая разбитную
медсестру кабинета доктора Мерзвяка. В
фильме есть совершенно роскошные
эпизоды, когда медсестра вместе с
подручным доктора Стэном (Марк Раффало)
занимаются стиранием памяти Джоэла.
Точнее, занимаются они любовью, а
память стирает компьютер. Изумительные
сцены, я прям вспомнил свою
программистскую юность…
Элайджа
Вуд играет еще одного подручного
доктора, который «запал» на
Клементину и теперь пытается занять
место Джоэла. Роль получилась очень
слабенькой — то ли из-за определенной
непроработанности персонажа, то ли сам
Вуд из нее ничего не сумел выжать…
Кауфман
весьма непрост для восприятия, что
показывает полярная реакция на
«Адаптацию». Причем я вовсе не хочу
сказать, что не понимают Кауфмана одни
тупицы, а в восторг приходят только
крутые интеллектуалы. Ничего подобного.
Просто подход у него очень
своеобразный. Мне этот подход нравится,
поэтому я, в общем-то, в восторге от
фильмов, поставленных по его сценарию.
Кому-то этот подход не нравится, и эти
люди считают фильмы по Кауфману тоской
и скукотищей…
Резюмирую.
Симпатичный фильм, который я посмотрел
с удовольствием, причем чем
дальше, тем мне он нравится больше.
Хороший сюжет с легкими
кауфманианскими завихрениями,
классная игра Уинслет, пристойная
игра Кэрри и вкрапления фейерверков с
подручными доктора Эрайзера. Хорошее
кино. Кауфман в очередной раз не
разочаровал.
***
***
Вечное сияние чистого разума — это… Что такое Вечное сияние чистого разума?
«Ве́чное сия́ние чи́стого ра́зума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind) — романтическая драма с элементами фантастики, снятая Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана в 2004 году. Фильм удостоен «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа.Фильм занимает 75-е место в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb»
Сюжет
|
В день святого Валентина Джоэл (Джим Кэрри), как обычно, собрался идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале, он решил, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд до Монтока. На пляже он видит девушку, у которой синие волосы, а в поезде она проявляет инициативу и с ним знакомится. В путешествии они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. К примеру, Джоэл очень часто ходит в книжный магазин, в котором работает Клементина (Кейт Уинслет). Она представилась Клементиной, умоляя Джоэла не петь песню «Дорогая Клементина», которую обычно поет собака Гека Финна в мультфильме. За короткое время они достаточно сближаются и проводят вечер Святого Валентина лежа на льду замерзшего озера и глядя на темное звездное небо.
…Джоэл — мечтательный меланхолик, встречает весёлую и жизнерадостную Клементину. Их жизнь — это фейерверк ярких событий. Однажды Джоэл приходит в книжный магазин, где работает Клементина, с намерением извиниться перед ней и подарить валентинку, но Клементина не узнает его, а созванивается с неким Патриком, мило беседуя с ним. Этот факт очень удивляет Джоэла, пока его друзья — муж и жена — не показывают ему карточку из фирмы «Лакуна», которая предоставляет услуги по стиранию некоторых воспоминаний. Спустя некоторое время Джоэл понимает, что Клементина обратилась в эту самую компанию «Лакуна», которая занимается удалением воспоминаний о неприятных людях. Утром 12 февраля Джоэл приезжает в «Лакуну», чтобы ответить Клементине тем же самым и стереть все воспоминания о ней. Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) беседует с Джоэлом, который в конечном итоге решается на то, чтобы стереть все воспоминания о Клементине Кручински из своей памяти. Приготовления к операции включали в себя составление карты воспоминаний. Джоэл должен был принести абсолютно все предметы из своего окружения, которые хоть как-то напоминали бы ему о Клементине. Составив карту воспоминаний, Джоэла отпускают домой, ожидать прихода техников, Стена и Патрика, которые в домашних условиях должны были произвести процедуру стирания воспоминаний. Имя Патрик резануло слух Джоэлу, но он не смог вспомнить, где он слышал и почему это имя ему так неприятно.
Накануне Дня святого Валентина двое техников компании «Лакуна» — Стен (Марк Руффало) и Патрик (Элайджа Вуд) — наблюдают за процессом стирания воспоминаний. По ходу дела Патрик рассказывает, что когда он стирал воспоминания одной клиентке, он «влюбился» в неё, и даже украл пару её трусиков. У Стена это вызывает отвращение, и, после упоминания её имени, Стен сообщает Патрику, что это девушка Джоэла. Позже к ним присоединяется Мэри (Кирстен Данст) — секретарша доктора Мерзвияка. Внезапно Патрику звонит взволнованная Клементина и просит срочно приехать к ней. Он срывается и оставляет Стена с Мэри.
Мэри и Стен, отвлекшись на свои любовные игры прямо на кровати Джоэла, не замечают, что процесс стирания воспоминаний пошел не по плану. В своем подсознании Джоэл активно сопротивляется стиранию воспоминаний, которые как в кино прокручиваются одно за другим у него в голове, вызывая ностальгию и грусть. Джоэл переживает одно за другим романтические свидания с Клементиной, которая в его подсознании активно помогает ему бороться со стиранием, она преследует его в воспоминаниях и даже сподвигает на некоторые уловки, перенеся Клементину в детские воспоминания, Джоэл пытается сохранить её образ в своей памяти, чтобы, очнувшись, все вспомнить. Однако их план проваливается. Как только Стэн обнаруживает проблему, он немедленно вызывает доктора Мерзвияка. Тот приезжает, и наконец проблема устраняется, все следы воспоминаний о Клементине стерты из мозга Джоэла. Стэн выходит из комнаты, оставляя Мэри, секретаршу фирмы «Лакуна», и доктора Мерзвияка наедине. Мэри признается в любви доктору, однако тот просит её не озвучивать больше никаких признаний, но она целует его в губы, и свидетельницей поцелуя случайно становится жена доктора, которая видела все это через окно. Мэри извиняется перед женой доктора, однако та поступает неожиданно. Она рассказывает о том, что уже два раза воспоминания о любовных похождениях доктора с Мэри были стерты из её мозга. Мэри серьёзно обижается и покидает место событий. Мэри, секретарша «Лакуны», была шокирована вскрывшейся информацией и решила разослать всем клиентам фирмы все материалы, касающиеся их дел.
День Святого Валентина. Клементина, собираясь поехать к Джоуэлу, зашла к себе в дом за зубной щеткой и нашла свой конверт от Мэри, в котором была аудиокассета с записью её голоса и все подробности по делу о стирании воспоминаний, связанных с ней. Джоэл слышит её признание, оно было сделано в довольно резких тонах, просит Клементину оставить его и уезжает, расстроенный гневными словами Клементины в свой адрес, считая, что всё это какая-то нелепая и грубая шутка. Клементина дослушивает пленку дома и приходит к выводу, что у них был роман. Клементина в итоге решает извиниться перед ним, входит в его квартиру в тот момент, когда он прослушивает точно такую же кассету со своим признанием. Прослушав пленку с признанием Джоэла, в котором он раскрыл все её пороки и негативные стороны, она понимает, что конец их романа был довольно печален, раз Джоэл позволил себе высказываться подобным образом. Столкнувшись с тем, что были безумно влюблены, а потом не смогли вытерпеть друг друга, Клементина и Джоэл решают начать все сначала.
В ролях
Название
В российский прокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти». Однако позднее издания картины на DVD и VHS были выпущены под заголовком «Вечное сияние чистого разума». Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:
How happy is the blameless vestal’s lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind!
Each pray’r accepted, and each wish resign’d…[2]
- Оно же в переводе Д. Веденяпина:
О, как светла судьба невест Христовых!
Земных забот ниспали с них оковы!
Невинностью лучатся их сердца,
Молитвы их приятны для Творца.[3]
- Оно же в переводе Антона Скоробогатова:
Чудесен жребий девственниц земных —
Забыты миром, мир забыл про них!
Сиянье вечно чистого ума.
Молитвы приняты — загадка решена!
- И как оно звучит в русской версии фильма:
Как счастливы невесты Христовой свиты! —
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум чистоты сияние.
Молитвы приняты — усмирены желания…
Реакция кинопрессы
Большинство рецензентов приняли фильм тепло, отметив, что традиционные для сценариев Кауфмана зигзаги повествования в данном случае вовсе не произвольны, а искусно закручены вокруг «эмоционального центра» (так выразился Роджер Эберт[4]). Дж. Хоберман назвал «Вечное сияние» наиболее закрученной романтической комедией по поводу амнезии, хотя она и напомнила ему более ранние опыты Алена Рене в этом роде[5]. С ним согласился Дж. Розенбаум, который поставил фильму высший балл: «в отличие от более ранних работ Кауфмана, это не аттракцион в парке развлечений, о котором забываешь, как только он заканчивается»[6]. В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Вечное сияние чистого разума» занял третье место.[7]
В то же время патриарх американской киножурналистики Эндрю Саррис был разочарован отсутствием «химии» между исполнителями главных ролей[8]. Ему показалось, что Уинслетт играет роль, предназначенную для обычно бойкого Кэрри, а Кэрри — роль, предназначенную для Уинслетт, долгое время специализировавшейся на ролях недотрог. Андрей Плахов осудил «вызывающе пошлое название» «очередной псевдоинтеллектуальной мульки» Кауфмана, прообразом которой, по его мнению, служит «шизотриллер» Кристофера Нолана «Помни»[9].
Награды и номинации
Награды
Номинации
Интересные факты
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 февраля 2012. |
- Идея сюжета пришла в голову Мишеля Гондри после беседы с артистом Пьером Бисмутом, который предположил следующее: Ранним утром Вы открываете свой почтовый ящик и получаете следующее послание «Тот, кого Вы знали, только что стёр Вас из памяти…».
- Николас Кейдж проявлял немалый интерес к роли Джоэла, но в итоге она досталась Джиму Керри.
- Компания, специализирующаяся на стирании памяти, носит название «Lacuna Inc.». Слово Lacuna обозначает пробел или пропуск, оно имеет латинское происхождение. Также стоит отметить, что термин Lacunar stroke обозначает инсульт, при котором маленькая часть мозга становится ответственной за выполнение определенной функции (в частности, память).
- Вступительные титры начинаются лишь на 18-й минуте картины.
- Все сцены в поезде были действительно отсняты в движущемся поезде. К декорациям было решено не прибегать.
- В первоначальной версии фильма была сцена последней ночи Джоэла и его экс-подружки Наоми (Эллен Помпео), но в финальную версию фильма она так и не вошла.
- Фамилия медсестры Мэри так и не появляется в финальных титрах, однако если внимательно смотреть фильм, то можно заметить кадр, в котором её можно узнать. Эта фамилия — Свево. Данная фамилия была выбрана отнюдь не случайно, в честь итальянского писателя Итало Свево (1861—1928), активно интересовавшегося работами Зигмунда Фрейда и верившего, что сумел вступить с философом в переписку.
- Компьютер, использованный на процедурах, называется Amstrad PPC (портативный персональный компьютер). Эта модель была весьма популярной в начале 90-х годов.
- Несмотря на мучения с написанием и редактированием сценария, актёрам было разрешено импровизировать во время съёмок, чем они с удовольствием и воспользовались.
- В качестве проведения рекламной кампании был создан сайт http://www.lacunainc.com, рекламирующий деятельность «Lacuna Inc.». Единственной действующей ссылкой на сайте является та, что призывает посмотреть, как Джоэл Бариш проходил процедуру стирания памяти. Эта ссылка ведёт на официальный сайт картины.
- Во время незапланированной сцены на уличном параде репортеры пытались взять интервью у Джима Керри. Если внимательно прислушаться, можно услышать возглас из толпы «Поговори со мной!», обращённый к Джиму.
- В происходящей в голове Джоэла сцене, в ходе которой главный герой следит за процессом стирания памяти, в кадре можно увидеть сразу двух Джоэлов. Интересно, что эту сцену отсняли без применения спецэффектов, прибегнув к быстрому переодеванию.
- Для съёмок одной из сцен Мишель Гондри попросил Марка Руффало спрятаться и напугать Кирстен Данст. Затея удалась, Кирстен закричала как сумасшедшая. Постельная сцена с участием этих актёров была отснята, но в фильм не вошла из-за желания укоротить фильм.
- Первоначально во время сцены в поезде планировалось подобрать музыку для пауз в разговоре. Однако авторам показалось крайне интересным сделать в точности до наоборот: когда герои общаются, музыка играет; когда возникает неловкая пауза, музыка тотчас смолкает.
- Практически все спецэффекты фильма исполнены без применения компьютеров. На DVD-издании фильма раскрыты все секреты съёмок.
- Мишель Гондри разработал уникальную систему управления камерами, активно задействованную им во время съёмок. Находясь в стороне от площадки, он отслеживал картинку, передаваемую с камер, и через наушники отдавал команды операторам. Актёрам было разрешено действовать на их усмотрение, что дало им свободу в проявлении их эмоций. Кейт Уинслет призналась, что эксперимент позволил ей раскрыть образ Клементины ярче.
- Съемки картины начались в Нью-Йорке 8 января 2003 года, а закончились в конце марта того же года.
- Бюджет картины составил 20 миллионов долларов.
- В кадре, когда сидящему в машине Джоэлу подходит Патрик, Джоэл опускает стекло при помощи механического стеклоподъёмника, однако когда он догоняет на машине уходящую Клементину, то стекло опускается при помощи электрического стеклоподъёмника.
Саундтрек
Eternal Sunshine of the Spotless Mind | |
саундтрек к фильму «Вечное сияние чистого разума» | |
---|---|
Дата выпуска | 2004 |
Длительность | 57:15 |
Продюсер | Джон Брайон |
Лейбл | Hollywood Records |
Композитор | Джон Брайон |
Автор | Исполнитель | |||
---|---|---|---|---|
1. | «Theme» | Джон Брайон | 2:24 | |
2. | «Mr. Blue Sky» | Джефф Линн | Electric Light Orchestra | 3:25 |
3. | «Collecting Things» | Джон Брайон | 1:13 | |
4. | «Light & Day» | Tim DeLaughter (англ.) | The Polyphonic Spree | 3:02 |
5. | «Bookstore» | Джон Брайон | 0:52 | |
6. | «It’s The Sun (KCRW Morning Becomes Eclectic Version)» | Tim DeLaughter | The Polyphonic Spree | 5:33 |
7. | «Wada Na Tod» | Rajesh Roshan (англ.) | Lata Mangeshkar (англ.) | 5:54 |
8. | «Showtime» | Джон Брайон | 0:55 | |
9. | «Everybody’s Gotta Learn Sometimes» | Jamie Warren (англ.) | Бек Хэнсен | 5:54 |
10. | «Sidewalk Flight» | Джон Брайон | 0:31 | |
11. | «Some Kinda Shuffle» | Дон Нельсон | Дон Нельсон | 2:10 |
12. | «Howard Makes It All Go Away» | Джон Брайон | 0:14 | |
13. | «Something» | Richie Eaton | The Willowz | 2:23 |
14. | «Postcard» | Джон Брайон | 0:23 | |
15. | «I Wonder» | Richie Eaton | The Willowz | 2:56 |
16. | «Peer Pressure» | Джон Брайон | 1:12 | |
17. | «A Dream Upon Waking» | Джон Брайон | 3:36 | |
18. | «Strings That Tie To You» | Джон Брайон | 3:36 | |
19. | «Phone Call» | Джон Брайон | 1:03 | |
20. | «Nola’s Bounce» | Дон Нельсон | Дон Нельсон | 1:56 |
21. | «Down The Drain» | Джон Брайон | 0:56 | |
22. | «Row» | Джон Брайон | 0:59 | |
23. | «Drive In» | Джон Брайон | 2:19 | |
24. | «Main Title» | Джон Брайон | 1:23 | |
25. | «Spotless Mind» | Джон Брайон | 1:12 | |
26. | «Elephant Parade» | Джон Брайон | 0:26 |
Примечания
Ссылки
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри
Картину можно условно поделить на несколько частей: «одиночество», «боль», «надежда». Первая начинается с темы одиночества, столь точно переданной режиссером и мастерски воплощенной на экране оператором Элленом Кюром, который после этой ленты окончательно вошел в пантеон великих мастеров камеры. Кадры буквально пронизаны серым, беспросветным настроением героя, чей опустошенный взгляд и бледное изможденное лицо предстают перед зрителем в самом начале.
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»
На календаре — 14 февраля. День святого Валентина, «который придумали продавцы открыток, чтобы люди почувствовали себя в два раза несчастнее». Свинцовое небо и мелко моросящий дождь дополняют унылые мысли Джоэля, он рассуждает о себе, о своем месте в этом бессмысленном мире.
Оригинальное название фильма — цитата из поэмы Поупа «Элоиза Абеляру»
Но вдруг по какой-то необъяснимой причине он решает прогулять работу и отправляется к океану. На станции его замечает необычная девушка с яркими волосами и начинает с ним флиртовать. Джоэль продолжает унылый диалог, погруженный в свои мысли, но все же впускает ее в свое воображение, продолжая нелепый диалог с самим собой. На заснеженном пляже опять появляется она — с этого момента сюжетная спираль начинает раскручиваться в обратном направлении.
Отрывок из фильма
Мы погружаемся в воспоминания, вернее, в вакуум Джоэля — заурядного молодого человека, который жил в своем крохотном «футляре», замкнутый в себе и не подпускавший «настоящую жизнь» на пушечный выстрел. Девушка с необычным, скорее цирковым именем Клементина впервые появилась в его жизни на том самом пляже «Лакуна», где они встретятся вновь уже с обнуленными воспоминаниями. Две противоположности сошлись, сами того не ведая. Их союз нельзя назвать идеальным, поскольку влюбленных мучило недопонимание.
Актёрам было разрешено импровизировать во время съёмок
В процессе удаления воспоминаний мозг Джоэля ретранслирует сначала самые тяжелые из них, как бы оправдывая героя, решившего избавиться от опыта неудачной любви. Но постепенно, справляясь со следами из прошлого, он открывает для себя другую сторону отношений — любовь, что вспыхивает в его сердце, постепенно развеивая мрак и пустоту в подсознании. Как вспышки, появляются и навсегда исчезают лучшие моменты его жизни, неразрывно связанной с Клементиной.
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»
Следующая часть сюжета — «надежда», в которой главный герой узнает обескураживающие подробности, связанные с деятельностью корпорации «Лакуна» и отдельных ее сотрудников. Один из них, Патрик (Элайджа Вуд), влюбляется в Клементину, которая никак не может адаптироваться к новому миру после выдранной страницы своей жизни.
Гондри в стороне от площадки отслеживал картинку с камер
Патрик бессовестно пользуется «наработками» Джоэля и пытается присвоить его жизнь себе. Тут к главному герою приходит озарение, и он всеми силами пытается повернуть время вспять, удирая в потаенные уголки своей памяти вместе с возлюбленной, представая перед зрителем то малышом, прячущимся под столом со своими детскими страхами, то подростком, которого застукала за онанизмом мама. Этот интересный прием разбирает по винтикам психотип нашего героя, позволяет заглянуть в суть его проблем. Клементина становится настоящим проводником в паутине исчезающих воспоминаний Джоэля и помогает ему укрыться от бездушной машины, когда он заново переживает яркие моменты совместной жизни.
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»
Весь фильм будто заключен в рамки, главные герои не видят ничего и никого вокруг себя. Это и есть настоящее, подлинное состояние «здесь-и-сейчас», бытие в потоке. Смешение реального времени и времени воспоминаний очень ярко акцентирует двойственную природу кинематографа в целом: тяготение к условности и вымыслу с одной стороны, и стремление к документализму, попытка «подсмотреть» действительность с другой.
Цитаты из фильма:
1. Вот ребёнок — такой невинный, свободный, такой чистый, а потом он взрослеет, и его душа наполняется печалью и всякими фобиями.
2. И даже после этого я уверен — ты станешь моим спасением.
3. Счастье — это дойти до той тонкой грани безумия, когда черта между сознанием и реальным миром уже стёрта, когда просыпаешься и засыпаешь с мыслями о Ней, когда хочется улыбаться и жить, лишь вспомнив улыбку самого родного, самого любимого человека, когда не нужен никто и ничто без Неё, когда за каждый вздох, каждый Её взгляд, каждое мгновение рядом ты готов отдать всё… и перешагнуть через эту грань, навсегда превратившись из Он и Она в Мы, став единым целым… Это и есть Счастье.
Вечное сияние чистого разума Цитаты и анализ
«Что я могу сказать, Джоэл? Ты знаешь Клементину. Она такая. Она … импульсивная. Она решила стереть тебя почти как жаворонок».
— Кэрри, 00:27:38
Одна из первых вещей, которые Джоэл рассказывает о себе, — это то, что он не импульсивен (он говорит это, когда у него возникает странное желание сбежать в Монток). Первое, что мы узнаем о Клементине, — это то, что она импульсивна. Она действует на свой гнев по отношению к Джоэлю и стирает его из своей памяти, не задумываясь о том, как это повлияет на ее жизнь.В итоге она чувствует себя бесцельной и потерянной. Джоэл, которого явно впечатлила непосредственность Клементины, решает сделать то же самое в качестве реакции на его обиду. Однако эти тандемные импульсы в конечном итоге сводят Джоэла и Клементину обратно вместе, потому что, даже если они ушли из умы друг друга, они остаются в сердцах друг друга.
«Итак, первое, что нам нужно, чтобы вы сделали, мистер Бариш, — это пойти домой и собрать все, что у вас есть, что имеет какое-то отношение к Клементине. Что угодно.Мы будем использовать эти предметы для создания карты Клементины в вашем мозгу, хорошо? Так что нам понадобятся фотографии, одежда, подарки, книги, которые она, возможно, купила вам, компакт-диски, которые вы, возможно, купили вместе. Записи в журнале. Вы хотите опустошить свой дом, вы хотите освободить свою жизнь от Клементины ».
— Д-р Ховард Межвяк, 00:28:23
Доктор Mierzwiak приравнивает Джоэла, опустошающего свой дом от Клементины, до Джоэла, опустошающего свою жизнь от Клементины, что является неотъемлемой проблемой его процедуры. Хотя Джоэлю легко схватить все физические объекты, напоминающие ему Клементину, и выбросить их в мешок для мусора, для доктораМежвиак и его команда должны стереть Клементину из памяти Джоэла. Он борется с процедурой как может. Несмотря на то, что ему не удается остановить процедуру, Джоэл и Клементина заключают подсознательный договор о встрече в Монтоке. Это обещание существует на более высоком уровне, чем записи журнала или компакт-диски. Есть что-то, что будет держать их вместе, несмотря на уничтожение каких-либо вещественных доказательств.
«Посмотри сюда! Все разваливается. Я стираю тебя, и я счастлив! Ты первый сделал это со мной.Не могу поверить, что ты сделал это со мной. Клем! Ты слышишь меня? К утру тебя не будет! Прекрасный финал этой дерьмовой истории! »
— Джоэл Бариш, 00:38:39
Это корень решения Джоэла стереть Клементину. Она импульсивна и стерла Джоэла, потому что злилась на него, а затем он сделал это из-за обиды и злости. Однако, когда его воспоминания начинают рушиться и исчезать, он понимает, что совершил ошибку. Бывают моменты довольства и счастья, которыми дорожит Джоэл, и он может увидеть их только тогда, когда «кусок дерьмовой истории» растворился в Докторе.Машины Межвяка. Он кричит, что счастлив, но это явно не так. Для сравнения, Джоэл говорит Клементине, что он совершенно доволен, когда они вместе лежат на реке Чарльз (впервые), но, к сожалению, этот прекрасный момент смывается с обидными.
«Это потрясающе, не правда ли? Что Ховард дает миру? Чтобы позволить людям начать все заново. Это прекрасно, вы смотрите на ребенка, и оно такое чистое, такое свободное и такое чистое, а взрослые — как этот беспорядок. печали и фобий, и Ховард просто заставляет все это уйти.«
— Мария Свево, 00:48:58
На поверхностном уровне Мэри поддерживает процедуру доктора Межвяка, которая, вероятно, связана с ее романтическими чувствами к нему. Однако, как только она узнает, что была пациентом доктора Межвяка, она перестает любезничать. Она понимает, что для нее «начать заново» просто означает, что она сделает те же ошибки. Разница между младенцем и взрослым — это годы роста и опыта, а процедура доктора Межвяка лишь вернула Мэри назад к наивности, когда она была молодой девушкой, влюбленной в своего босса.В конечном итоге, чтобы Мэри могла действительно двигаться дальше, она должна принять прошлое, разобраться с ним и отпустить его.
«Я могу умереть прямо сейчас, Клем. Я просто счастлив. Я никогда не чувствовал этого раньше. Я именно там, где хочу быть».
— Джоэл Бариш, 00:53: 34
Это одно из счастливых воспоминаний Джоэла с Клементиной, которое он отчаянно хочет сохранить, но доктор Межвяк находит его и удаляет. Тем не менее, он действительно переживает это во второй раз после встречи с Клементиной в Монтоке, хотя он и не знает, что делал это однажды раньше.Красота и радость этого момента разбавляются, когда Патрик пытается занять место Джоэла и воссоздать его с помощью Клементины. Однако Клементина чувствует, что лежать на реке с Патриком просто неправильно, и убегает со льда. Мишель Гондри комментирует, что критики считают трещину во льду символом проблем в отношениях Джоэла и Клементины, но Гондри утверждает, что он просто разместил их актеров рядом с трещиной, чтобы лед не выглядел фальшивым (это не так).
«Джоэл, посмотри на меня.Ты вспомнишь меня утром, придешь ко мне, расскажешь мне о нас, и мы начнем сначала ».
— Клементина Кручински, 01:05:36
Версия Клементины, которая говорит это Джоэлю, вся в его голове, но тот факт, что он может вызвать ее в воображении с такими подробностями, показывает, насколько хорошо Джоэл ее знает. Их связь — или любовь — существует на более глубоком уровне, чем воспоминания и объекты, которые доктор Межвяк стирает. Эта процедура может стереть Клементину и Джоэла из памяти друг друга, но когда они снова встречаются, их сразу привлекает друг к другу.Их воссоединение доказывает, что лечение доктора Межвяка не меняет характер поведения человека и не корректирует то, что этого человека привлекает в партнере, — скорее, оно просто отбрасывает стрелки времени назад, оставляя дверь открытой для пациента, чтобы он мог наступить на него. снова тот же путь.
«Не будь монстром, Говард. Скажи девушке».
«Скажите мне что?»
«О, бедный ребенок. Ты можешь забрать его. Ты получил».
— Г-жа Межвяк и Мэри Свево, 01:19:50
Просто потому, что Dr.Межвяк стер память о Марии, но это не значит, что разлад в его браке ушел. Хотя Мэри и не помнит, миссис Межвяк наверняка помнит, и она менее склонна прощать своего развратного мужа во второй раз. Ее описание доктора Межвяка как «монстра» противоположно точке зрения Мэри. Поскольку Мэри не помнит о своей боли, она по-прежнему считает, что процедура доктора Межвяка спасает людей. Миссис Межвяк, однако, была свидетельницей болезненного цикла разрыва Мэри и Ховарда и считает, что, скрывая правду от Мэри, Ховард причиняет ей еще больше боли.В этом любовном треугольнике правда — сила, а у Мэри ее нет.
«Слишком много парней думают, что я концепт, или я их завершаю, или я собираюсь оживить их. Но я всего лишь долбаная девушка, которая ищет свое душевное спокойствие. мне твой. »
-Клементина Крушински, 01:22:17
Клементина говорит это Джоэлю дважды — один раз в первый раз, когда они влюбились, и еще раз после того, как они узнают, что были вместе раньше. Тот факт, что она описывает себя одними и теми же словами с разницей в два года, показывает, что, вычеркнув Джоэла из своей памяти, она регрессировала в плане своего личного роста.Однако это также показывает, что Клементина с самого начала была привязана к Джоэлю. Он думал, что она сможет спасти его, хотя она сказала ему, что не может. Он узнал это на собственном горьком опыте. Теперь, стирая друг друга, они вернулись в начало. Они тоже знают конец, но все, что между ними, ушло.
«Я думал, что ты псих. Но ты был восхитителен».
«Я бы хотел, чтобы ты остался».
«Я тоже хотел бы остаться. Теперь я бы хотел остаться. Я бы хотел, чтобы я много чего сделал.Я бы хотел … Я бы хотел остаться, я остаюсь. «
» Я спустился вниз, а ты ушел. «
» Я вышел! Я вышел за дверь ».
« Почему? »
« Не знаю, я чувствовал себя напуганным маленьким ребенком. Это было над моей головой; Я не знаю.
«Вы испугались?»
«Да. Я думал, ты знаешь это обо мне. Я побежал обратно к костру, кажется, пытаясь избежать своего унижения».
— Джоэл Бариш и Клементина Кручински, 01:29:10
Этот разговор, который происходит между подсознательными версиями Джоэла и Клементины в сознании Джоэла, охватывает многие из сожалений Джоэла об их отношениях.Независимо от того, окажутся ли они вместе в конце, этот момент фиксирует первоначальное притяжение между ними (которое происходит дважды). Джоэл всегда был напуган, и Клементина была единственной, кто мог оттолкнуть его от страха. Однако в процессе потери Клементины он может размышлять обо всем, что делал неправильно. Он понимает, насколько важна она для него, даже несмотря на то, что к концу все пошло не так. Потеря Клементины означает, что Джоэл также теряет часть себя.
«Меня зовут Клементина Кручински, и я здесь, чтобы стереть Джоэла Бариша… он скучный, это достаточная причина, чтобы кого-то стереть? В последнее время я думал о том, каким я был раньше и каким я сейчас, и это как — он изменил меня. Я чувствую, что теперь всегда злюсь. Я не люблю себя, когда я с ним. Я себя больше не люблю. Я терпеть не могу даже смотреть на него, с этой жалкой, слабой извиняющейся улыбкой, tha
.
Вечное сияние чистого разума Персонажи
Главный герой Eternal Sunshine of the Spotless Mind , которого играет Джим Керри, — осторожный и несколько сдержанный человек. Он живет с «милой» женщиной по имени Наоми, когда влюбляется в неустойчивую светловолосую Клементину Крускински. Они встречаются два года и переживают горький разрыв, после которого Клементина стерла из памяти Джоэла. Обиженный и разгневанный, Джоэл решает сделать то же самое, но на полпути сожалеет об этом.Джоэл и Клементина глубоко заботятся друг о друге и очень сожалеют о разрыве их отношений.
Любовный интерес Джоэла Бариша, которого играет Кейт Уинслет, — энергичная, увлекательная молодая женщина, которая работает в Barnes & Noble и часто меняет цвет волос. Однако за ее пылкими речами и рискованным поведением она глубоко неуверена. У нее импульсивно стираются воспоминания о Джоэле после их горького разрыва, но позже она понимает, что что-то не так, когда ее новый парень, Патрик, начинает использовать воспоминания Джоэла, чтобы ухаживать за ней.Уинслет часто называла Клементину одной из лучших ролей, которые она когда-либо играла в своей отмеченной наградами карьере.
Пионер процедуры стирания памяти и основатель Lacuna Inc, которого играет Том Уилкинсон. Доктор Межвяк тихий и серьезный, кажется, типичный семьянин. Однако его жена уходит от него после того, как застает его с Марией Свево, с которой у него был роман в прошлом.
Регистратора Lacuna, Inc играет Кирстен Данст. Фамилия Марии — отсылка к итальянскому писателю Итало Свево, написавшему « Совесть Зенона» , роман, посвященный психоанализу и пересмотру воспоминаний.Мэри имеет сексуальные отношения со Стэном, но увлечена доктором Межвяком. В состоянии алкогольного опьянения Мэри целует доктора Межвяка и узнает от его разгневанной жены, что у нее уже был роман с доктором Межвяком, но все ее воспоминания были стерты. Мэри увольняется с работы в Lacuna и возвращает все файлы пациентам доктора Межвяка.
Техник, работающий в Lacuna, Inc., которого играет Марк Руффало. Стэн — сотрудник, которому доверяют, и часто выполняет процедуру стирания самостоятельно. Он испытывает чувства к Мэри Свево и приглашает ее к себе, пока стирает память Джоэла.
Младший техник в Lacuna Inc, которого играет Элайджа Вуд. Он влюбляется в Клементину, пока он и Стэн стирают ее воспоминания о Джоэле. После этого Патрик использует имущество Джоэла, чтобы ухаживать за Клементиной. Он отчаянно хочет, чтобы он ей понравился, что в конечном итоге отталкивает ее.
Фрэнк — любопытный холостяк Джоэла, которого играет Томас Джей Райан, который получает валентинки только от матери. Он завидует отношениям Джоэла с Клементиной.
Друг Джоэла и жена Роба, которую играет Джейн Адамс.Она не хочет показывать Джоэлу карточку от Lacuna Inc, на которой говорится, что Клементина стерла память, потому что она защищает его чувства. Они с Робом постоянно ссорятся.
Муж Кэрри и друг Джоэла, которого играет Дэвид Кросс. Он болван и тот, кто рассказывает Джоэлу о решении Lacuna, Inc и Клементины стереть ее память.
Утомленная жена доктора Межвяка, которая бросает его, увидев, как он играет с Мэри Свево. Актер Дейрдра О’Коннелл.
.
Вечное сияние чистого разума Краткое описание
Джоэл Бариш (Джим Керри) просыпается один и сбитый с толку в День святого Валентина. Он ждет на платформе, одетый для работы. Внезапно что-то охватывает его, и он бежит на платформу напротив, садясь на другой поезд, предназначенный для Монтока. Его голос за кадром сообщает аудитории, что он обычно не импульсивен. Он сидит на холодном заснеженном пляже в Монтоке и достает свой дневник, в котором вырвано несколько страниц. Он не писал в ней два года.
Прогуливаясь по пляжу, Джоэл замечает женщину с голубыми волосами в ярко-оранжевом свитере и задается вопросом, почему он не может встречаться с женщинами. Та же женщина оказывается в том же поезде, что и Джоэл, и наконец здоровается. У них есть разговор — ее зовут Клементина (Кейт Уинслет), и она непостоянна и самоуверенна. Она вторгается в личное пространство Джоэла, заставляя его чувствовать себя некомфортно. Однако есть что-то, что ему нравится в ней, потому что, когда она приглашает его в свою квартиру, он уходит. На следующий день он сопровождает ее в ночную прогулку по замерзшей реке Чарльз.Между ними что-то назревает.
Джоэл в машине кричит. Неясно, когда и как это произошло. Обезумевший Джоэл едет по дождливым улицам и возвращается в свою квартиру, а белый фургон следует за ним. После того, как Джоэл засыпает, двое мужчин (Патрик и Стэн) разгружают белый фургон и приносят коллекцию странного оборудования в квартиру Джоэла. В уме Джоэл вспоминает, как рассказывал своим друзьям Робу и Кэрри о своей попытке помириться с Клементиной. Он пошел к Клементине, но она была с новым парнем и притворилась, что не знает, кто такой Джоэл.Роб и Кэрри неохотно показывают Джоэлю карточку, которую они получили по почте от Lacuna Inc., говоря им, что Клементина стерла Джоэла из своей памяти. Джоэл сердит и расстроен и врывается в кабинет доктора Межвяка в Лакуне, требуя провести процедуру самому.
Доктор Межвяк просит Джоэла принести все предметы, напоминающие ему о Клементине, которые он и Стэн используют для создания карты Клементины в сознании Джоэла. Теперь мы понимаем, что Стэн и Патрик находятся в квартире Джоэла, чтобы стереть Клементину из его памяти.Они начинают с удаления самых последних воспоминаний, раскрывающих горечь их разрыва. Тем временем, хотя он спит, Джоэл достаточно ясен, чтобы слышать, как Патрик говорит Стэну, что он использовал вещи Джоэла, чтобы ухаживать за Клементиной. Джоэл понимает, что Клементина целовала Патрика, когда он раньше приходил к ней.
Пока идет стирание памяти, Мэри Свево (регистратор доктора Межвяка) подходит, чтобы потусоваться со Стэном, пока он работает. Они напиваются и под кайфом, пока Патрик решает навестить Клементину.Патрик находит Клементину расстроенной и встревоженной. Она настаивает, чтобы они немедленно отправились к реке Чарльз, и Патрик дает ей подарок — подарок, который Джоэл купил для нее и передал Лакуне, когда он решил стереть Клементину.
Между тем, в сознании Джоэла, большинство недавних плохих воспоминаний ушли, и теперь он наблюдает, как исчезают счастливые, нежные моменты с Клементиной. Он понимает, что больше не хочет терять свои воспоминания, и умоляет Межвяка позволить ему сохранить их — но Стэн и Мэри не слышат его.Джоэл хватает Клементину за руку, и они пытаются избежать процедуры. Клементина предлагает ему спрятать ее в воспоминаниях, где ее раньше не было, поэтому Джоэл переносит ее в свои детские воспоминания. Он ведет ее все глубже и глубже в свое сознание, пытаясь скрыться от своих самых унизительных моментов, но это не работает.
Тем временем Мэри и Стэн занимались сексом и носились по квартире Джоэла, когда Стэн замечает, что машины перестали стирать память Джоэла. Он паникует и звонит доктору.Mierzwiak. Мэри теряет сознание, когда доктор Межвяк приезжает, но он сразу же приступает к работе, преследуя Джоэла и уничтожая воспоминания, которые он пытается скрыть внутри. Стэн идет на прогулку, а пока его нет, Мэри целует доктора Межвяка. В этот момент подъезжает миссис Межвяк и становится свидетелем сцепления. Доктор Mierzwiak пытается объяснить ситуацию своей жене, и Мэри настаивает, что она была подстрекателем. Миссис Межвяк, однако, не тронута — и говорит Мэри, что у них с доктором Межвяк уже был роман.Мэри в шоке — доктор Межвяк говорит ей, что у них действительно был роман, и Мэри умоляла провести процедуру, чтобы она могла «двигаться дальше».
Джоэл, все еще без сознания, сейчас переживает воспоминания о своих первых встречах с Клементиной. Они познакомились во время пляжной вечеринки в Монтоке, и Клементина хотела, чтобы он ворвался с ней в дом. Однако, когда это на самом деле произошло, Джоэл поддался своему страху и оставил ее. Зная, что это их последнее воспоминание, Клементина умоляет его остаться на этот раз.Когда воспоминания исчезают, Клементина шепчет: «Встретимся в Монтоке». Тем временем Мэри врывается в офис «Лакуны» и слышит на пленке ее голос, который просит стереть доктора Межвяка из ее памяти. Вернувшись в квартиру Джоэла, доктор Межвяк заканчивает процедуру, и они со Стэном уходят.
Переход к началу сцены, где Джоэл просыпается. Теперь публика знает, что Джоэл и Клементина уже пережили обреченный роман и встречаются в Монтоке во второй раз, даже не подозревая об этом.Мэри Свево увольняется с работы и крадет все файлы и ленты из офиса Lacuna. Когда Джоэл и Клементина возвращаются с реки Чарльз во второй раз (после встречи в поезде из Монтока), Джоэл останавливается в ее доме, чтобы она могла забрать зубную щетку. Она также берет свою почту и находит ленту и файл, которые прислала Мэри. Она вставляет кассету в магнитофон в машине Джоэла, и они оба слышат голос Клементины, оскорбляющий Джоэла и объясняющий, почему она хочет расстаться с ним. Джоэл думает, что это шутка, и выгоняет ее из машины.
Позже Клементина приходит в квартиру Джоэла, но обнаруживает, что он слушает свою запись. Между ними неловко, и Клементина наконец уходит. На этот раз Джоэл преследует ее и просит остаться. Они думают, что им делать — теперь они нравятся друг другу, но знают, чем заканчивается их история любви. «Вечное сияние чистого разума» «» завершается этим открытым моментом, за которым следует сюрреалистическая сцена, в которой Джоэл и Клементина резвятся на заснеженном пляже в Монтоке.
.
Темы «Вечное сияние чистого разума»
Фильм демонстрирует, что проблема с процедурой доктора Межвяка состоит в том, что она работает только на поверхностном уровне. Он стирает конкретные воспоминания, но не учитывает основные тенденции персонажей, и поэтому истории, кажется, суждено повториться. Отношения Ховарда и Мэри повторяются. Хотя процедура удалила все воспоминания Мэри о любви к доктору Межвяку, она по-прежнему восхищается им и испытывает к нему влечение.Джоэл и Клементина также тянутся друг к другу после того, как они прошли курс лечения. Они оба выходят из процедуры, чувствуя себя опустошенными и одинокими, но не понимая почему. Таким образом, подразумевается, что, стирая эти болезненные воспоминания, процедура доктора Межвяка также лишает этих персонажей возможности учиться на своих ошибках, оставляя их обреченными на повторение старых шаблонов, к лучшему или к худшему.
Мишель Гондри говорит, что Вечное сияние чистого разума — это воспоминания.Фильм демонстрирует, что воспоминания человека составляют значительную часть того, кем он является. Воспоминания, даже болезненные, жизненно важны для этих персонажей и для принимаемых ими решений. Их нелегко исключить из жизни. Удаление воспоминаний персонажей не является надежным; процедура зажигает собственную нить драмы и беспорядков. В своем самом сдержанном и правдоподобном исполнении Джим Керри улавливает всю гамму эмоций Джоэла: его сожаление о сделанном выборе и сказанные небрежности, его растущее отчаяние спасти то немногое от Клементины, которое остается в его уме, и его растущее осознание того, что даже если он больше не любит ее и то, во что превратились их отношения, он все еще мог любить свои воспоминания о ней.Он также узнает, что некоторые отношения нельзя стереть, но необходимо разрешить, и через его собственные мысленные разговоры с воспоминаниями о Клементине достигается тоскливое завершение, даже когда его воспоминания о ней исчезают.
Вечное сияние чистого разума демонстрирует разрыв между непосредственным влечением и успешными отношениями. Без воспоминаний друг о друге две основные пары (Мэри и Ховард, Джоэл и Клементина) по-прежнему ощущают первоначальную молнию влечения, которую они почувствовали при первой встрече (в первый раз).Таким образом, процедура уводит персонажей назад в их эмоциональном росте, вместо того, чтобы помочь им двигаться дальше. Мэри, не подозревая, что доктор Межвяк уже разбил ей сердце, читает цитаты, пытаясь произвести на него впечатление. Джоэла захватывает непосредственность Клементины (снова), когда он чувствует себя вялым и одиноким. В конце фильма Джоэл говорит Клементине: «Я не вижу в тебе ничего, что мне не нравится», на что Клементина отвечает: «Но ты увидишь». Достаточно ли этого знания, чтобы разделить их? Несмотря на то, что они слышали эти записи с подробным описанием их горького разрыва, их явно тянет друг к другу — и все зависит от того, решат ли Джоэл и Клементина прислушаться к своему разуму или своему сердцу.
Джоэл решает стереть Клементину из своей памяти в редкий импульсивный момент, движимый гневом и болью. Однако он начинает сожалеть о своем решении на полпути, как только понимает, как сильно он дорожит воспоминаниями об их отношениях. Фактически, наблюдая за их отношениями с позиции наблюдателя, Джоэл осознает все свои поступки. Он узнает много нового о себе и способен повторять определенные переживания в уме, принимая различные решения или выражая свое желание сделать противоположный выбор.Клементина по своей природе импульсивна, заставляя ее говорить и делать то, о чем она сразу же сожалеет. К сожалению, процедура доктора Межвяка оказывается слишком соблазнительной, в результате чего Клементина не может учиться или развиваться из своего опрометчивого решения стереть ее двухлетние отношения с Джоэлем. Мэри сожалеет о том, что процедура была сделана, настолько безмерно, что она немедленно принимает меры, чтобы убедиться, что другие пациенты Лакуны не постигнет та же участь, что и она — дважды испытав одно и то же горе.
Версии Джоэла и Клементины, которые Джоэл видит в своей памяти, не настоящие, но они являются интерпретациями или проекциями реальных людей. Следовательно, примирительные разговоры, которые они ведут на протяжении всего фильма, по сути, являются плодом воображения Джоэла. В одном из интервью Мишель Гондри описал в уме разговоры со своим умирающим отцом и подумал, что подсознательное взаимодействие с кем-то, кого вы действительно хорошо знаете, практически невозможно. Ментальная версия Клементины Джоэла не так уж далека от реальной Клементины, синтез ее манер, эффектов и реакций за два года, которые они провели вместе.Тем не менее подсознательное «я» Джоэла находит в его отношениях с Клементиной элемент завершения; и его гнев улетучивается, оставляя ему последнее сообщение: «Встретимся в Монтоке». Затем его сознательное я принимает инструкцию, так что Джоэл и Клементина могут снова найти друг друга.
Процедура доктора Межвяка — это научный эксперимент в отрицании. Удаляя все физические воспоминания о человеке, пациент приходит к выводу, что боли никогда не существовало. Однако то, что Джоэл и Клементина не помнят своих отношений, не означает, что этого не произошло.У Lacuna Inc. довольно слабая система работы с потенциальными пациентами, которые узнают об удаленных воспоминаниях: они просто отправляют письма с просьбой друзьям и родственникам пациента не упоминать об отношениях. Таким образом, бремя отрицания разрастается по спирали и имеет волновой эффект. Фактически, письмо Кэрри и Роба из Лакуны является катализатором для Джоэла, в первую очередь, для того, чтобы обратиться к доктору Межвяку. В конечном итоге, когда фильм завершается, становится ясно, что даже несмотря на то, что процедура доктора Межвяка может устранить физические остатки болезненных воспоминаний, это не более чем искусственно усиленное отрицание.Удаление кого-либо из своего мозга не удаляет существование этой любви из сердца или из умы других.
Во многих воспоминаниях Джоэла он сожалеет о том, что не может выразить свои чувства Клементине. Он может только записывать свои разочарования в свой дневник. Только в самые отчаянные моменты Джоэл может разделить свои глубочайшие унижения с Клементиной. Однако ее (или, по крайней мере, ее версия из памяти Джоэла) не беспокоят самые темные секреты Джоэла. Фактически, она поддерживает его, когда он чувствует себя наиболее одиноким.Это указывает на то, что если бы Джоэл открылся Клементине больше, возможно, его гнев и разочарование не накапливались бы внутри него, пока он не достиг бы точки кипения. Точно так же доктор Межвяк не может ничего сказать Мэри, когда чувствует, что она снова приближается к нему. Он просто надеется, что ее влюбленность исчезнет, но у него есть информация, которой нет, и без этой информации Мэри ослеплена своим восхищением и любовью.
.